Все грехи человеческие

3.
Исповедь по Девяти Заповедям Блаженств


Первая заповедь: «БЛАЖЕНИ НИЩИИ ДУХОМ, ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ»

Спроси, христианин, свою совесть, имеешь ли ты христианское смирение или «нищету духовную», без которой нельзя войти в Царство Небесное? «Нищие духом», по словам св. Иоанна Златоуста, – это те, которые постоянно помнят и сознают своё ничтожество перед Богом, смиряются духом и сокрушаются сердцем, укрощают всякую гордость и надменность в себе.

Таков ли ты?

 

Вторая заповедь: «БЛАЖЕНИ ПЛАЧУЩИЕ, ЯКО ТИИ УТЕШАТСЯ»

Если тебе случилось несчастье согрешить словом или делом, то сожалел ли ты об этом? И скорбишь ли ты о том, что нарушил святую волю Всеблагого, Премудрого и Всемогущего Бога, Творца твоего, Промыслителя и Спасителя?

Оплакиваешь ли ты свои грехи? Не беспечен ли ты в деле своего спасения? Не испытываешь ли ты сердечного бесчувствия и охлаждения в деле своего спасения? Пока Господь через смерть не позвал тебя на суд.

Помни, что христианин должен любить правду так же сильно, как голодный желает хлеба и как жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду.

Запечатлей глубоко в себе и ту спасительную истину, что без искупления нас от греха (и заслуженного греха) и заслуженного проклятия, и вечной смерти, Кровию Христа Сына Божия, мы никогда не могли бы оправдаться перед Богом, не могли бы освободиться от власти греха и достигнуть спасения и вечной жизни в Царствии Небесном.

Ты всегда после согрешения со многими слезами умоляй Бога простить тебе твои грехи, сожалей о них, скорби и плачь. Знай, что сожаление о грехах и покаяние преклоняют Бога на милость и Он дарует за них прощение. Все святые глубоко скорбели, когда впадали в какой-либо грех. Апостол Пётр, как говорит о нём церковное предание, каждую ночь, заслышав пение петухов, вспоминал своё отречение от Христа, вставал на колени и, горько плача, проливал слёзы покаяния. Так он делал в продолжении всей своей жизни.

 

Третья заповедь: «БЛАЖЕНИ КРОТЦЫИ, ЯКО ТИИ НАСЛЕДЯТ ЗЕМЛЮ»

Имеешь ли ты, христианин, кротость, имеешь ли ты терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную нам Богом? С терпением ли ты переносишь болезни, разные скорби и обиды? Не раздражаешься ли на людей, когда они тебе говорят то, что тебе не нравится? Не выражал ли своё раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях, непослушании, упорстве? Не слишком ли обидчив, гневлив и раздражителен по поводу всякого неприятного слова?

Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится и не повышает во гневе голоса на согрешающих против него и на обижающих его.

Кроткий будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит им мщением, но представляет мстить за себя праведно всех судящему Богу. Вот величественный образ кротости. Раздражение и обидчивость должны быть чужды христианину, потому что он должен подражать Господу нашему Иисусу Христу, который не только сам кротко терпел от распинающих Его, но и молил Отца Своего Небесного о прощении их.

 

Четвёртая заповедь: «БЛАЖЕНИ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ЯКО ТИИ НАСЫТЯТСЯ»

Стараешься ли ты о том, чтобы жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли о том, чтобы получить себе оправдание на Страшном и Праведном Суде Христовом?

 

Пятая заповедь: «БЛАЖЕНИ МИЛОСТИВИИ, ЯКО ТИИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ»

Подавал ли ты, христианин, милостыню бедным и охотно ли подавал её? Спешишь ли алчущего напитать, жаждущего напоить, раздетого одеть? Помогаешь ли ты заключённым в темнице? Принимаешь ли странников в своём доме? Посещаешь ли больных с целью утешить их, помочь советами и лекарствами, почитать им святое Евангелие или какую-либо другую спасительную книгу?

Помогаешь ли погребению умерших в бедности и убожестве? Стараешься ли неверующего научить истине и добру? Или, по крайней мере, побуждаешь ли его пойти к таким людям (пастырям), которые способны научить его этому?

Стараешься ли обратить заблудшего грешника от гибельных путей его? Подаёшь ли людям благовременный совет? Утешаешь ли печальных? Молишься ли за других, а особенно за погибающего грешника?

Помни, за милость к людям ты сам получишь милость от Бога: за милость временную получишь милость бесконечную, великую, ибо удостоишься не только помилования от Бога за грехи, но и получишь вечное блаженство. Из слов Господа ясно видно, что без дел милости совершенно невозможно наследовать Царствие Небесное, потому что, как говорит Священное Писание, кто не оказывает милости людям, тому Суд будет без всякой милости (Иак. 2, 18.), и ещё потому, что милость человеку принимается самим Господом, который сказал: «Так, как вы сделали младшему брату Моему, – сделали Мне». (Мф. 25, 40).

«Милостыня, – говорит Иоанн Златоуст, – есть царица добродетелей, очень скоро возводящая нас на небо... Великое дерзновение перед Богом эта добродетель! Как царица нашей жизни, она с великой смелостью проходит своды и силы, которым вверены врата небесные, и ради её и другим добродетелям с великой честью отверзаются врата рая... Из-за протянутой руки нуждающегося всегда узнавай протянутую руку к вам Самого Христа, потому что Он сказал: «Что сделаете им (т.е. бедным, больным, нуждающимся в том или ином), мне сделаете». Об этом и говорит пятая заповедь.

 

Шестая заповедь: «БЛАЖЕНИ ЧИСТИИ СЕРДЦЕМ, ЯКО ТИИ БОГА УЗРЯТ»

Не услаждаешься ли ты в сердце своём какими-либо нечистыми пожеланиями и, вообще, заботишься ли ты, христианин, о чистоте своего сердца? Помни, что худые помыслы и желания делают душу нечистой перед Всеведующим Богом и что в Царство Небесное ничто нечистое войти не может!

«Первейшим средством ко очищению сердца от всех греховодных помыслов и желаний служит частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа. Оно есть источник святости и чистоты. Как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак, так и духовное Солнце Бог и Господь наш Иисус Христос удаляет из нашего сердца всякий грех и всякую нравственную нечистоту. Вот почему Святая Церковь в акафистном пении Господу Иисусу Христу учит взывать к нему: «Иисусе, сохрани сердце моё от похотей лукавых».

Второе средство к очищению есть христианское смирение. Сознай свою духовную нечистоту и нищету, обратись с сердечным воплем к Богу и проси помощи против обуревающих твоё сердце нечистых помыслов и Всесильный Бог подаст тебе руку благодатной Своей помощи, освободит тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения – дьяволом, очистит твоё сердце и сделает Своим храмом.

Третье средство к очищению нашего сердца от греховных помыслов и желаний есть благочестивая жизнь. «Для очищения сердца, – говорят святые угодники, – нужны великие труды и скорби, чистые слёзы, непрестанная внутренняя молитва, воздержание, чтение слова Божия, чтение жития святых и писаний, но главное – чистое покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн».

 

Седьмая заповедь: «БЛАЖЕНИ МИРОТВОРЦЫ, ЯКО ТИИ СЫНОВЕ БОЖИИ НАРЕКУТСЯ»

Стараешься ли ты примирить враждующих? Кто старается о том, чтобы внести примирение среди враждующих, – учит св. Григорий Нисский, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, потому что он творит дело силы Божией, уничтожая зло и вместо него вводя обещание благ... Господь потому и называет миротворцев сынами Божьими, что такое спокойствие в человеческое общество вносится тем, кто подражает самому Богу».

 

Восьмая заповедь: «БЛАЖЕНИ ИЗГНАНИ ПРАВДЫ РАДИ, ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ»

Любишь ли ты правду и готов ли за правду и благочестие даже и пострадать? Не боялся ли ты насмешек со стороны товарищей и знакомых, безумно и легкомысленно осмеивающих твои посещения храма, твоё благоговение перед святыми церквами и иконами, перед которыми должно обнажать головы и осенять себя крестным знамением? Не стыдился ли ты людей, осмеивающих твоё уважение к уставам Святой Церкви (относительно постов, церковных обрядов), осмеивающих твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботу о спасении души своей? Не малодушничал ли ты, и не согласился ли с тем, кто кощунственно осмеивал святое учение матери-церкви? Помни, что Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет во славе Своей».

Люби правду и ненавидь неправду, высказывая святую правду прямо и смело, обличай с кротостью и терпением неправду, чтобы царствовала правда, а неправда была посрамлена и не подгибала с наглостью. Но и в этом отношении нужно всё-таки придерживаться благоразумия и помнить, что:

1. Не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается и когда есть особые лица, к этому призванные своей должностью.

2. Когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от этого слова всё равно не выйдет никакой: в таких случаях лучше тайно помолиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, ибо добродетель также требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия и рассудительности добродетели часто теряют свою ценность.

 

Девятая заповедь: «БЛАЖЕНИ ЕСТЕ, ЕГДА ПОНОСЯТ ВАМ, И ИЖДЕНУТ И РЕКУТ ВСЯК ЗОЛ ГЛАГОЛ НА ВЫ ЛЖУЩЕ МЕНЕ РАДИ. РАДУЙТЕСЯ И ВЕСЕЛИТЕСЯ, ЯКО МЗДА ВАША МНОГА НА НЕБЕСЕХ»

Любишь ли ты Господа Иисуса Христа и Спасителя твоего, избавившего тебя от вечной смерти Своим крестным страданием? Любишь ли Его так, что готов душу свою положить за верность Богу и Его святому Закону?

Усердно ли стараешься исполнять эти Божественные заповеди, ведущие нас ко спасению, и прилагаешь ли ты усилия для обуздания плоти с её страстями и похотями, с её ненасытностью, жаждой ко греховному своеводству и вечному осуждению и порокам?

Во время исповеди не называйте духовнику других соучастников греха. Они должны покаяться сами за себя.

 

ПЕРЕЙТИ В:
1. Исповедь по основным нарушениям нравственного закона Святого Евангелия
2. Исповедь по Десяти Заповедям Закона Божия
3. 
4. Исповедь по двадцати мытарствам
5. Памятка к православной исповеди
6. Детская исповедь