|
|
История Задонской обители
(Публикуется по одноимённой книге,
изданной по благословению епископа Задонского Никона.
Составитель Е.И. Дудкин)
Времена гонения и возрождения Задонской обители
К концу XIX века монастырь считался одним из 10 лучших монастырей России. Перед
революцией братия монастыря насчитывала около 200 человек. Обитель имела 2
кирпичных завода и 1 свечной, обширную библиотеку, свои промыслы и занималась
благотворительностью.
В годы революции обитель пострадала одной из первых в стране, так как была
слишком славна и богата. Достаточно сказать, что вся церковная утварь в соборе,
включая усыпальницу и раку Тихона Задонского, была из чистого серебра с
позолотою. 20 января 1919 года «специальная комиссия» положила начало
разграблению монастыря, его закрытию.
Но вот милостью Божией и подвижническим трудом правящего архиерея нашей епархии
митрополита Мефодия в 1990 году Владимирский собор и часть построек были
переданы в ведение Русской Православной Церкви. В день памяти Святителя Тихона
Воронежского, Задонского чудотворца – 26 августа 1990 года – в нем состоялось
первое архиерейское богослужение. В настоящее время монастырь восстанавливается
по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Воронежского и
Липецкого. Управляется монастырь наместником – викарием Воронежско-Липецкой
епархии, епископом Задонским Никоном.
В годы революции из стен сотен монастырей российских дерзновенными руками
воинствующих богоборцев кощунственно исторгнуты были всенародно почитаемые
святыни. В том числе и мощи праведников. Расточились богатства духовные, что
собирала Русь веками. Не миновала злая доля эта и Задонский Богородицкий
монастырь...
Обитель, устроенная над Тихим Доном благочестивыми старцами Кириллом да
Герасимом в начале века 17-го, спустя 300 лет известна была не только главными
своими сокровищами – чудотворной Владимирской иконой Матери Божией и открыто
почивавшими мощами Святителя Тихона Воронежского, чудотворца Задонского, а и
именами многих, кто, по слову евангелиста Иоанна, имел имя Отца Небесного,
написанное на челах своих (Откр. 14, 1).
Редкий, из сотен и тысяч стекавшихся в Задонск богомольцев, миновал монастырскую
часовню-усыпальницу, именовавшуюся пещерой, где покоились местные подвижники
благочестия. По последним достоверным данным, датируемым 1915 годом, захоронено
здесь было 11 человек.
История основания усыпальницы корнями своими уходит в век восемнадцатый.
Скончавшийся в 1793 году собеседник и сподвижник св. Тихона схимонах Митрофан
завещал похоронить его в земляной пещерке, ископанной под полом кельи для
молитвенного уединения. Желание благочестивого старца, почитавшегося и среди
братии, и в народе, было исполнено в точности.
В 1836 году усердием богомольцев, с разрешения епархиального начальства, на
месте деревянной кельи Митрофана была устроена каменная часовня. Земляную же
пещеру расширили, обустроили и превратили в место погребения особо достойных,
отличавшихся на ниве служения Господу.
Окончательно архитектурный облик усыпальницы оформился в 1862 году, когда была
значительно перестроена и расширена трапезная Вознесенской церкви. «Пещера» была
превращена в подземный сводчатый зал, находившийся под алтарем обновленной
церкви. Вход сюда вел отдельный, с восточной стороны храма.
Кто же покоился в монастырской усыпальнице? Кому спешили поклониться богомольцы,
посещая монастырь?
Всяк по своему угождая Господу, снискали они славу и почтение в мире, не умершие
с телесной их смертью, но до определенных пор умножавшиеся...
Мы упомянули уже о схимонахе Митрофане, достойном наследнике своего великого
учителя и друга.
В 1846 году в пещеру был перезахоронен игумен Евфимий (в схиме – Евсевий),
скончавшийся в 1740 году. Мы мало знаем о нем. Разве только то, что в годы его
руководства обителью монастырь процвел. Все главные строения, ранее бывшие
деревянными, заменили основательные каменные постройки. Но печать благодати
Божией, явленная при обретении мощей Евсевия, без сомнения, указывает, что не
только рачительным хозяином был почивший в начале восемнадцатого века
монастырский начальник, но и человеком Божиим, угодным Ему. Свидетельство тому –
малоизвестный сегодня факт нетления тела схиигумена, установленный в ходе
перезахоронения...
А затворник Задонский Георгий, имевший общение «в духе» с преподобным Серафимом!
Земная жизнь его окончилась в 1836 году. Но не пресеклась духовная. Богатые
плоды ее, видимо, снискал он в молитве слезной и непрерывной, творившейся им,
бежавшим мира и человеков, в течение семнадцати лет непрерывного затвора. И
столь зрима была почившая на нем благодать, что в послереволюционные годы уже
почти решен был вопрос о канонизации Георгия. Нелишне отметить, что в те годы
среди богомольцев распространилось на всю Россию твердое убеждение в нетлении
тела прославленного подвижника. Трудно сказать об источнике этого убеждения, но
если проводилось официальное освидетельствование (в связи с возможным
прославлением), то должны остаться архивные документы...
И по смерти не расстался со своим наставником ученик и последователь
благочестивых подвигов Георгия иеросхимонах Нафанаил, проведший в затворе 15
лет.
Приходили в пещеру помолиться у гробов келейника св. Тихона иеросхимонаха
Агапита, отдавшего монашеству 60 лет; «смиренномудрого» иеромонаха Павла;
отличавшегося «разумным молчанием, кротостью духа, нестяжательностью и усердным
послушанием» иеромонаха Иринея; иеросхимонаха Авраамия, снискавшего уважение
братии «примером благочестивой жизни и житейской мудростью».
В усыпальнице покоился и архиепископ Антоний (Соколов, бывший в свое время
архипастырем Воронежским и Задонским.
А вот иные образы предстают перед нами. Последний приют под сводами
«Митрофановой пещеры» обрели двое благочестивых мирян, сила духа коих была столь
велика, что по произволению Божию довелось им нести крест юродства Христа ради.
Это Антоний Алексеевич, снискавший дар пророчества, предсказавший, в частности,
открытие мощей и прославление Святителя Тихона. И старица Евфимия Григорьевна
Попова, понесшая подвиг юродства, а на склоне лет посвятившая себя
странноприимству и духовному руководству малой общиной вдов и девиц. Собеседница
и сооткровенница подвижника Троекуровского Иллариона...
Вот так и пребывали под сводами усыпальницы монахи и миряне, премудрые и
препростые, прожившие жизни по-разному, но шедшие к одной цели – спасению во
Христе. И в том преуспевшие.
Покой праведников был нарушен в конце двадцатых годов века нынешнего. Как пишет
в своих краеведческих заметках, опубликованных на страницах районной газеты
«Задонская правда» летом 1990-го, липчанин, ныне священник, о. Иоанн Раков: «При
закрытии монастыря все захоронения из этой пещеры были перевезены на городское
кладбище в одну могилу».
Вспоминает Анна Семеновна Числова – сторож Задонского городского кладбища –
жительница расположенного у погоста села Тюнино, 1920 года рождения:
– Была я девчонкой еще, играли мы с ребятами неподалеку от кладбища. Смотрим,
подвода подъехала. А на ней – двое мужиков и что-то, попонками укрытое.
Домоткаными такими, их уж теперь не делают. Тут мужики слезли с подводы и начали
могилу копать. Оказалось, покойников привезли.
Мы поближе подошли. Интересно было ребятишкам – всех в гробах хоронят, а этих –
так.
И что точно помню – не только там кости были, а и тела. Только высохшие такие,
желтые совсем. Или тело...
Ну, положили их в могилку небрежно. Даже солому, что в подводе была постелена,
туда покидали. Так и схоронили...
Было это году в 29-30-м. Бабушка моя в 1930-м умерла. А я ей точно про похороны
эти рассказывала, как с кладбища домой прибежала.
Такая вот простая и печальная история. В те годы на обагренной знаменами и
кровью Руси далеко не единственная.
Но память народа землей не засыпешь, и огонек веры, что даже в самые жуткие
«безбожные» годы теплился в каждой православной душе, так просто не загасить.
«Тропа народная» к могиле, которую тут же прозвали «Святой», не заросла. Могилу
обиходили, поставили ограду, надгробье, кресты...
Минули годы. Минули и суровые испытания, перенесенные с великой честью Русской
Православной Церковью. Пришла пора возрождать порушенное. Начала вспоминать было
подзабывшаяся Русь, что издревле почиталась она святой. Пришла пора возвращения
праведников, которые ей имя это намолили.
26 августа 1991 года, попечением Высокопреосвященнейшего митрополита
Воронежского и Липецкого Мефодия, в восстающий из руин и забвения Задонский
Богородицкий мужской монастырь вернулись мощи Святителя Тихона.
Прошло два года. Наступило 10 октября 1993-го. День в православном календаре
далеко не из самых важных. Рядовой, можно сказать, день. Хотя и воскресенье. Но
как праздничны, как звонки были вечерние голоса колоколов, разнесшиеся около 18
часов над Задонском с монастырской звонницы! Для Богородицкой обители день этот
стал воистину праздничным. В стены ее вернулись те, кто упокоен был в
усыпальнице – «пещере» до разорения святыни безбожниками.
Наконец, обретены мощи праведников задонских, своим подвижничеством прославивших
и Богородицкую обитель, и город, вокруг нее выросший.
В память древнего исторического и духовного родства с Москвою и того, что
престол главный всегда был посвящен здесь Царице Небесной, в честь ее иконы
Владимирской Божией Матери, празднуемой 23 августа (по старому стилю) или 6 июля
(по новому стилю), в Задонской обители постоянно воспевается хвалебный глас
Пресвятой Деве: тропарь храма, освященного во имя Владимирской иконы Божией
Матери.
В ноябре 1998 года Задонск посетил Святейший Патриарх Алексий II. Колокола
Свято-Богородицкого Задонского мужского монастыря торжественно возвестили о
прибытии в эту обитель Первосвятителя.
У врат обители Святейшего Патриарха приветствовал епископ Задонский Никон,
который рассказал Его Святейшеству о том, как идет возрождение монастыря. Его
Святейшество поклонился мощам Святителя Тихона Задонского, которые покоятся в
главном соборе обители, и совершил краткий молебен. Затем обратился со словом к
собравшимся:
– Мы знаем, что в условиях экономических трудностей нелегко восстанавливаются
обители Святой Руси. Но то, что мы видим здесь, – это милость Божия. За 10 лет
возвращен первоначальный внешний облик обители, началась реставрация росписей.
Его Святейшество выразил надежду на то, что «общими усилиями возродим и эту
святыню, где будет возноситься молитва о Церкви и Отечестве, о мире и согласии в
нашем обществе, и обитель вновь приобретет славу, которую имела в прежние годы,
когда сюда стекались паломники со всей Руси».
Липецкая земля связана с именами многих подвижников веры. Это родина Феофана
Затворника и старца Силуана Афонского, отсюда родом и новомученик протопресвитер
Иоанн Кочуров. На Елецкую кафедру в свое время получил назначение архиепископ
Лука (Войно-Ясенецкий), а преподобный Амвросий Оптинский, перед тем как уйти в
Оптинскую пустынь, преподавал в Липецком духовном училище. Задонск прославил
своими подвигами епископ Воронежский Тихон Задонский.
Монашескую аскезу Святитель Тихон совмещал с общественным служением. О нем
сохранилась память как о народном заступнике, который имел попечительство об
убогих и нищих, а будучи епископом, жертвовал свое жалованье детям-сиротам,
ходатайствовал за многих. Святитель Тихон Задонский был связан духовным родством
с преподобным Серафимом Саровским, который, если кто приезжал к нему за советом
из этих мест, отправлял к Святителю. На протяжении двух с половиной веков
обитель оставалась духовным сердцем центральной России. Сюда, к местным старцам,
как и в Оптинскую пустынь, приезжали со всей России. До революции в округе
действовало 15 монастырей, из них сейчас возрождено два, начато воссоздание
третьего – Тюнина женского монастыря. Во времена жестоких гонений на Церковь
особенно пострадал Свято-Богородицкий монастырь, множество насельников приняли
мученическую кончину.
На следующую страницу
>>>
|
|
|