История Задонской обители

(Публикуется по одноимённой книге,
изданной по благословению епископа Задонского Никона.
Составитель Е.И. Дудкин)


Построение новой теплой церкви во имя Рождества Богородицы и монастырских зданий


Задонский монастырь в том состоянии, в котором он находился до открытия мощей Святителя Тихона, оказался по своему материальному устройству неудовлетворительным как для притекающих богомольцев, так и для умножившейся братии. Вследствие этого отец-настоятель монастыря архимандрит Димитрий, испросив рапортом разрешение епархиального начальства, в твердом уповании на невидимое содействие Святителя Тихона, без отлагательства приступил к многосложному и трудному делу, и благодаря неусыпной заботе отца-настоятеля прежние здания были приведены в течение лета 1862 года в хорошее состояние.

Теплая церковь, построенная в 1834 году и в прежнее время мало соответствовшая заведенному в обители торжественному богослужению, тем более по открытии святых мощей Святителя Тихона, при многочисленном стечении богомольцев в монастырь казалась уже совершенно непригодной. По ветхости же своей она сделалась даже весьма опасной: деревянный свод ее угрожал разрушением. Вследствие этой необходимости с наступлением весны 1862 года с 25 апреля в обители начались различные работы: земляные, кузнечные, плотничьи, столярные, иконописные, живописные и т. д. В то же время стали разбирать прежнюю теплую церковь и вокруг нее возводить новую. К августу новый теплый храм был почти готов внутри и снаружи. В течение августа были настланы полы и установлен иконостас.

По внешнему фасаду храм этот был приведен в соответствие с летней Владимирской церковью. Наружные стены отштукатурены и окрашены голубою краскою, кругом окна полуциркулярные, а с западной и боковых сторон стены украшены фронтонами. Средний алтарь обрисовывался полуциркулем; крыша на храме была железная, окрашенная зеленою краскою; на крыше было устроено пять глав, которые были покрыты белой английской жестью. Западные двери по сторонам были украшены живописными изображениями Святителей: Митрофана, первого епископа Воронежского, и Тихона, епископа Задонского, – благословляющие. Внутренность храма оштукатурена была под мрамор, несмотря на свою обширность, при легкости трех сводов и по обилию света вся была открыта зрению до самого иконостаса. Иконы главного храма были выполнены художником, академиком П. В. Васильевым.

28, 29 и 30 октября 1862 года высокопреосвященный Иосиф, архиепископ Воронежский, в молитвенном присутствии многих тысяч богомольцев торжественно освятил все три престола, из которых средний – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Тихвинской ее иконы, правый – во имя Святителей Антония и Феодосия Печерских, и левый во имя Святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. 1 ноября 1862 года в этот храм с подобающей честью были перенесены из собора летнего высокопреосвященным Иосифом мощи святого угодника Божия – Тихона.

В этом храме, в иконостасе находилась замечательная местная икона Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечею. Образ был написан на доске корсунской иконописью, в сребро-позолоченной ризе; принадлежал он некогда схимонаху Митрофану, который по совету Святителя Тихона, признавшего в этом образе исходившую силу чудотворений благодатных, отдал его в монастырь, и тогда же образ был поставлен в иконостас прежней соборной Владимирской церкви как в более подходящее место для сохранения такой целебной святыни.

Особым уважением также пользовалась икона Святителя Николая Мирликийского, находящаяся в киоте, на левой стороне от входа у второй колонны, поддерживающей церковный свод.

Здесь же на левой стороне, между колоннами, поддерживающими церковный свод, на прежнем месте, где стоял гроб Святителя Тихона по обретении его, – стояла на возвышении под скромным деревянным балдахином серебряная рака, устроенная заботливостью архимандрита Димитрия в 1863 году из прежде бывшего надгробия, пожертвованного покойною блаженной памяти А. А. Орловою-Чесменскою. В эту раку ежегодно вкладывали святые мощи Святителя Тихона по перенесении их из летней церкви в данный теплый храм, где и пребывали они с 5 октября по 1 мая; при этом сюда же приносилась и чудотворная икона Владимирской Божией Матери, которая находилась в особо обустроенном киоте за правым клиросом. С 1 мая весною святые мощи и чудотворная икона Владычицы с торжественностью переносились обратно в главный летний Владимирский собор.

Вслед за построением теплого Богородичного храма появилась необходимость улучшить и другие монастырские здания.

На южной стороне монастыря был построен двухэтажный каменный братский корпус на месте прежнего полуразрушенного. В нижнем этаже корпуса были помещены просфорня с копиями для просфорников, чуланами, магазином для продажи просфор, братская кухня и все прочие необходимые пристройки. В верхнем этаже от Вознесенской церкви была устроена братская трапезная, которая аркой, пробитой в западной стене церкви, была соединена с ней, образуя таким образом обширный теплый храм. После перестройки данного корпуса монастырская братия приступила к возобновлению храма Вознесения Господня, первоначально построенного в 1817 году. Этот храм был весьма тесный, поэтому с восточной стороны алтарь был распространен во все пространство разобранной прежде усыпальницы, так называемой Митрофановской часовни, где были погребены старцы обители; был устроен новый иконостас, в котором все иконы были весьма высокой художественной ценности – в церковно-византийском вкусе. В усыпальнице был поставлен святой престол, на котором ежедневно совершалась святая бескровная жертва, и был устроен из храма вход в усыпальницу, куда после каждой литургии отправлялись для отправления заупокойной литии по почивающим в ней благочестивым старцам. В этой усыпальнице находились:
1. Схимонах Митрофан, уроженец города Ельца, из купеческой фамилии Галощановых – Друг, собеседник и сподвижник Святителя Тихона, скончался 27 февраля 1793 года. В сочинениях Святителя Тихона помещены пять писем, которые свидетельствуют о душевной преданности Святителя к этому старцу.
2. Георгий Алексеевич Машурин – из дворян. Из любви к безмятежному житию пребывал в затворе 17 лет; тайно пострижен в монашество и наречен Стратоником. Скончался 25 мая 1836 года.
3. Старица Елфимия Попова. Из одноверцев. Провела девственную жизнь свою в строгом воздержании, живя в городе Задонске. Скончалась 15 января 1860 года, имея 110 лет от рождения.
4. Игумен Евфимий II (в схиме Евсевий). Гроб его был обретен с нетленным телом в 1846 году; скончался в 1740 году.
5. Иеросхимонах Нафанаил. Из дворян. Находился в затворе 15 лет, постоянно строгий к самому себе и любвеобильный ко всем другим. Был в должности казначея монастыря. Скончался 30 июня 1849 года.
6. Иеросхимонах Агапид, в миру Алексей, родился в 1750 году в селе Борках, Задонского уезда, от священника отца Феодора Болховитинова, скончавшегося в Задонском монастыре в сане иеромонаха Феофана. Алексей получил первоначальное образование в Воронежской семинарии. В монастырь поступил в 18 лет. 3 года был келейником преосвященного Тихона. Этот строгий подвижник 3/4 жизни подвизался в монашестве – в схиме 25 лет, в затворе более 8 лет. Скончался 17 сентября 1825 года на 75-м году жизни от рождения.
7. Иеросхимонах Авраамий. Из купцов. Был духовником всей братии. Скончался в 1852 году 19 июля на 92-м году жизни.
8. Антоний Алексеевич, Христа ради юродивый. Скончался 29 сентября 1851 года на 121-м году жизни. Из крестьян помещицы С. А. Разумовой, села Клинового, Задонского уезда.

Задонская обитель, находящаяся под благодатным заступничеством Пресвятой Девы и угодника Божия Святителя, кроме этих мужей, имела также множество других угодников Божиих. В ней благотворно всегда веял дух подвижничества христианского от древних времен и по настоящее время. До революции на монастырском кладбище было похоронено множество известных лиц. Кладбище это занимало третью часть монастырского двора и группировалось по разноформным памятникам, напоминающим место погребения в вере скончавшихся. Все они теснились около величественного монастырского собора, а некоторые находились возле его самых стен. Между погребенными здесь находились лица, имена которых были славны в отечественной истории. Так, с восточной стороны находилась могила генерал-адъютанта Николая Николаевича Муравьева, скончавшегося 23 октября 1866 года, надпись на его могиле была следующая: «Начал военное поприще Отечественной войной 1812 года, кончил Восточною 1856 года под Карсом». В другой могиле был похоронен наместник Задонского монастыря иеромонах Варсонофий, который скончался 25 мая 1861 года. Была там и могила купчихи М. И. Стрельцовой, скончавшейся в 1861 году, а также могила князя Г. А. Волконского, скончавшегося в 1859 году. В северной стороне были похоронены купец Иоанн Евдокимов, Забелин и Бойцов, скончавшиеся в 1834 году, княжна Екатерина Александровна Гагарина, Ивпраксия Николаевна Тюменева, находилась там также и могила девицы Марии Андриановны Албычевой, которая скончалась 20 июля 1809 года по пути на богомолье в Задонский монастырь в доме племянника Алексея Зыбина в селе Александровка. С южной стороны был похоронен поручик Петр Федорович Емельянов, титулярная советница Феофания Алексеевна Целиковская, титулярный советник Лев Саввич Целиковский, надворная советница Агния Николаевна Бехтеева, боярин штабс-ротмистр Александр Федорович Новиков, тульская мещанка девица Анисия Захаровна Кудинова, купеческая жена Людмила Никитична Клементова, подполковник и кавалер Семен Константинович Предоевич, жена помещика Ивана Николаевича Лермонтова Мария Николаевна, супруга капитан-командира Сенявина Капитолина Ивановна, княжна Анна Васильевна Когушева, Аграфена Дмитриевна Семенова и ее дочь коллежская советница Параскева Петровна Милонова, бригадир граф Стефан Федорович Толстов, губернский секретарь Василий Тимофеевич Бородин, помещик Андрей Васильевич Бородин, генерал-майор Василий Федорович Буюров, девица Глафира Петрова, девица Евдокия Федоровна Румянцева, поручик Герасим Афанасьев, прапорщица Анна Петровна Рахманина, поручик Павел Николаевич Хрущев, задонский купец Алексей Кириллович Исаев, Александра Ивановна Доброклонская, урожденная княжна Гагарина. В нижнем этаже нового храма находилась усыпальница архиепископа Антония I Соколова, скончавшегося в 1827 году 29 марта. У ног архипастыря почивают три задонских иеромонаха: Василий Индифум, прекрасный певец псалмов Давида, который скончался 5 декабря 1858 года; Нафанаил благоговейный иерей, скончавшийся в 1860 году 17 февраля; Венедикт, исполняющий должность благочинного и розничного монастыря, скончался в 1868 году II апреля. Немного ниже было погребено под мраморным памятником тело Задонского иеромонаха Тихона Парузина, купеческого сына города Зубцова Тверской губернии, скончался в 1864 году 9 октября. Тут же покоились современные сподвижники Святителя Тихона: монах Феофан, родом из поселян, неграмотный, за простодушие и трудолюбие был любим Святителем Тихоном. Скончался на 70-м году жизни и где был погребен неизвестно, память о нем хранится по преданию; монах Аарон, тоже любимый Святителем Тихоном, похоронен возле прежней большой (сломанной) церкви с южной стороны при входе. Инок Никандр. Сын задонского помещика села Ксизова Алексея Бехтеева. Оставив в чине поручика военную службу, вступил в Задонский монастырь. Начало монашеского жития изучал под руководством Святителя Тихона и схимонаха Митрофана. Скончался в 1816 году и был погребен возле южных дверей прежней большой церкви.

С западной стороны соборного храма, слева от колокольни, возле стены находились могилы, где почивали меньшие монастырские братии. Среди них находился и раб Божий Иоанн Алексеевич Богомолов. Магистр богословских наук Санкт-Петербургской академии, один из самых способных профессоров Воронежской семинарии, скончался 18 ноября 1859 года.

Таков был общий вид монастырского кладбища. Но с 1865 года данное кладбище уже подразделялось на два места: внутри монастыря хоронили некоторых достойнейших из братий и благотворителей, некоторых – на вновь учрежденном кладбище, находящемся в 6 верстах от города Задонска на бывшей Семеновской даче по Лебедянской дороге, с разрешения епархиального начальства. Там была построена деревянная трехпрестольная церковь, а прекрасное местоположение, чистая ключевая вода, раскинувшийся по косогору лес привлекали сюда многих посетителей. Богослужение в храме совершалось ежедневно. Возле северной стороны храма было построено несколько деревянных келий, где жило около 30 монахов. Жизнь здесь была безмолвная, основанная на правилах общежития. Но вернемся снова к монастырским постройкам. На северной стороне монастыря был построен каменный одноэтажный корпус, называвшийся прежде архиерейским. В нем находилось 24 кельи для братии. Для принятия же преосвященных, прибывающих в Задонск, в монастыре был специально возведен второй этаж симметрично южному двухэтажному корпусу. Парадная лестница разделяла северный корпус на две равные половины: правая была предназначена для преосвященных, а левая – для помещения других почетных посетителей. Все покои были просторны, светлы и сухи. Позади корпуса был пристроен небольшой каменный двухэтажный флигель, в низу которого находилась кухня, а наверху – просторный зал, там же помещалась живописная мастерская, учрежденная в 1861 году.

Внутри монастыря между старым экономским корпусом и иконною лавкой был вырыт и покрыт железным навесом колодец с чистою водой, который удовлетворял хозяйственные потребности монастыря и был весьма удобен для пользования богомольцев.

Из стоящей за теплой церковью братской трапезной и кухни, построенной архимандритом Серафимом в 1847 году, была устроена больница на 36 коек со всеми удобствами. На верхнем этаже – для братии богомольцев среднего сословия мужского пола, в нижнем – для простого народа. Также там имелись отдельные помещения для смотрителя больницы, постоянного врача, двух фельдшеров и прислуги, а также аптеки, лаборатории и больничной кухни. Второй этаж больницы был соединен теплым коридором и дверью с алтарем теплой церкви в южной стороне. Сделано это было для того, чтобы самые маломощные из больных не были лишены утешения слышать ежедневно божественную службу. Выздоравливающие дальние странники, имеющие нужду в материальном отношении, как то: в одежде, денежном пособии, получали от обители все потребное. Умирающих же хоронили в монастыре за свой счет и поминали по обряду святой церкви третий, девятый, двадцатый и сороковой день, а также в день кончины по прошествии года.

В северной стороне монастырской гостиницы на месте ограды в 1863 году был построен трехэтажный каменный корпус для духовного уездного училища. На втором и третьем этажах этого здания были устроены просторные залы для занятий воспитанников училища и несколько комнат для жилья наставников; внизу находились большая бурса, кухня и подвалы. Прежнее же училищное здание, находящееся внутри монастыря в южном корпусе, по причине неудобства и тесноты помещений с разрешения епархиального начальства было предоставлено Задонскому монастырю. После этого в нем были устроены свечное заведение, на втором этаже – живописная, а на третьем этаже – келлии для братии. За этим зданием, в башне, где была прежде столовая для казеннокоштных учеников, теперь была устроена кузня.

В 1863 году начальство Задонского монастыря получило разрешение распространить странноприимный дом, находящийся в северной стороне, вне монастыря, и учредить в этом доме для странниц бесплатную больницу с малой церковью. Для этого был построен большой двухэтажный каменный дом, и в нем устроена женская больница на 20 коек, а также 3 комнаты; все это находилось под наблюдением Задонского монастыря. В этом доме странные, приходящие богомольцы снабжались всем необходимым и нужным для их жизни. В этом же 1863 году в прибавление к странноприимнице монастырской при участии Богушевских был приобретен соседний деревянный дом с землей и надворными постройками.

Две угловые башни южная и северная были уже давно начаты архимандритом Досифеем; одна из них была меньше, а другая больше, что для внешнего вида обители составляло некоторого рода разночтения; вследствие этого в 1863 году обе башни были достроены с келейным помещением в каждой; купола были покрыты белой английской жестью.

В 1864 году деревянный корпус из-за своей ветхости был разрушен и на его месте был построен в три этажа каменный; в нем же верхний этаж предназначался для библиотеки и ризницы. Весь второй этаж занимал отец-настоятель; а третий этаж был оставлен под училище для круглых сирот и был рассчитан на 20 мальчиков разного звания, здесь же находились портная и сапожная, в которых сироты обучались данному мастерству. Там же помещались унтер-офицеры, служащие в раке Святителя Тихона.

Данный корпус был соединен теплою галереей с церковью Рождества Богородицы.

В 1865 году на месте прежнего погребения Тихона Задонского была устроена каменная часовня, внутри которой над могилой Святителя был поставлен его гроб, в котором покоились его нетленные мощи. Гроб этот стоял в церкви Рождества Богородицы, на крышке гроба видно изображение Святителя, как бы напоминающее его присутствие. До прославления Святителя Тихона, почившего под сводом алтаря прежней Владимирской церкви, богомольцами совершались здесь панихиды; а с прославлением Святителя благочестивыми христианами воспевалось здесь молебное пение новоявленному угоднику Божию. Внешний вид данной часовни напоминал полуциркулярный грот или пещеру; между двух фронтонов с передней стороны в 1856 году был поставлен чугунный памятник изящной работы, с позолоченным крестом наверху и образами Спасителя и Божией Матери, а также фигурами с надписью: «На сем месте, в бывшей под алтарем усыпальнице, покоились Святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, со дня блаженной кончины его 1783 года, августа 13 дня честные его мощи, кои при построении нового, ныне стоящего вместо ветхого храма в 1846 году мая 13 дня перенесены и поставлены в теплом Рождественском Пресвятой Богородицы Храме. Памятник сей воздвигнут от усердия почитающих приснопамятного Святителя Христова Тихона. 1856 год августа 1 дня». Однако в 1870 году эта часовня была разобрана, а на ее месте был построен небольшой каменный однопрестольный храм во имя Святителя Христова Тихона. Роспись храма велась под наблюдением художника В. А. Бризгалова.

Как упоминает иеромонах Геронтий, в 1865 году на месте, где некогда находилась келья Святителя Тихона, была построена однопрестольная каменная церковь во имя Святителя Тихона Задонского. Иконостас в данном храме был сделан из орехового дерева; живопись – церковно-византийского направления. Освящение храма было совершено преосвященным Серафимом, епископом Воронежским и Задонским, 12 августа.

Вне монастырской ограды с южной стороны над источником была построена каменная часовня. В 1869 году с разрешения епархиального начальства она была разобрана по ветхости. С наступлением же весны 1870 года была начата постройка новой, более просторной часовни. Здесь обычно с Преполовения и по 1 октября находилась вторая чудотворная икона Владимирской Божией Матери – образ, уважаемый местными жителями города Задонска. Данная икона находилась в серебряной с позолоченным венцом ризе, изготовленной усердием неизвестного христианина, получившего от этой иконы исцеление. Зимой эта икона переносилась в Вознесенскую церковь и находилась в киоте за левым клиросом.

В этой же часовне были водосвятия 1 августа, 6 января, в пяток Светлой Седмицы и в день Преполовения – торжественные, а летом пред нею совершались частные богослужения по особенному усердию и вере богомольцев. Уважение к данному месту выразилось в желании в 1835 году устроить в данной часовне престол для совершения литургии, но исполнить это оказалось невозможным, от Святейшего Синода на это разрешения не последовало.

Говоря о внутреннем и внешнем облике обители Задонской, можно сказать, что, хотя этот монастырь строился в течение многих лет, не вдруг, он поражает своей изящной архитектурой и удивляет стройной гармонией величественных зданий.

На следующую страницу >>>