История Задонской обители

(Публикуется по одноимённой книге,
изданной по благословению епископа Задонского Никона.
Составитель Е.И. Дудкин)


Строительство современного второго каменного соборного Владимирского храма, а также важное событие, происходившее в монастыре в XIX веке


В XIX веке при входе в монастырь глазам паломников представлялась чудная панорама величественных зданий, симметрично обрамляющих со всех сторон открытый монастырский двор. В центре двора, где росли ветвистые тополя и акации, красовались: к востоку – зимняя церковь Рождества Богородицы, а левее от нее находился летний итальянской архитектуры пятиглавый с фронтонами величественный собор во имя Владимирской Богоматери, построенный на месте прежнего разобранного летнего Владимирского храма.

Наружные стены храма были отштукатурены и окрашены голубой краской; во фронтонах церкви, с северной, южной и западной сторон находилось по десять колонн с пилястрами ионического ордена. Вход в церковь был также с трех сторон. На крыше церкви находился купол и около него четыре башни, покрытые белым железом; на них – кресты и яблоки, вызолоченные червонным золотом. Изображение крестов было украшено символическими знаками – аркою и полумесяцем. Символ полумесяца под крестом обыкновенно объяснялся победою креста над луною, или памятником свержения татаро-монгольского ига, хотя изображение креста над полумесяцем употреблялось и до нашествия монголов на Русь. Максим Грек видел в этом символе образ высоты крестного восхождения Христова. Алтарь, трапезы и фронтоны под железною кровлею были окрашены зеленой краской.

Этот соборный храм был заложен архимандритом Иларием 10 июня 1845 года по благословению архиепископа Антония II. Так, по совершении Антонием – архиепископом Воронежским и Задонским, и настоятелем этого монастыря архимандритом Иларием торжественного водоосвещения на месте закладки под престол этого храма в основание была положена каменная плита с такой надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чем заложены мощи, иже во Святых Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца». Иларий в том же 1845 году возвел Владимирский храм под цоколь на 3 аршина и 3 четверти. По смерти же архимандрита Илария строительство храма завершил его преемник архимандрит Серафим. При помощи многочисленных подаяний и других способов он окончил всю постройку, внешнюю и внутреннюю отделку с постановкой иконостасов в 1853 году. Английской жестью собор был покрыт в 1858 году попечительством настоятеля архимандрита Дионисия. Данный храм был построен по плану великого архитектора Тона. Иконостасы были поставлены академиком Мигковым. Нижний этаж освящен в 1848 году, а другие в 1853 году 13 августа преосвященным епископом Антонием, викарием Воронежской епархии, и преосвященным Иосифом.

Храм этот трехэтажный, светлый. Места для богослужения и алтари возвышаются семью ступенями на полтора аршина. Престолов всего восемь. В среднем этаже главный – в честь Владимирской Богоматери; правый – в честь Покрова Божией Матери; левый – во имя Алексия, митрополита, и Симеона Столпника.

В верхнем этаже, на хорах, – во имя святой мученицы царицы Александры, антиминс, подписанный в 1799 году Серапионом, епископом Дмитревским, викарием Московским; левый – во имя святого первомученика архидиакона Стефана; антиминс на нем подписан в 1791 году Платоном, архиепископом Московским.

На нижнем этаже: престол средний – во имя Пресвятой Троицы, правый – во имя святой праведной Анны, левый – во имя святой великомученицы Екатерины. Храм был украшен замечательной иконописью. А лучшими в художественном отношении почитались десять икон: местная перед главным алтарем – Спасителя и Богоматери; святого благоверного князя Александра Невского, а также в данном алтаре особенного внимания заслуживала запрестольная икона в девять аршин, изображающая сидящего во славе Спасителя: десницею он благословляет предстоящих, в левой же руке – держава и скипетр; внизу иконы отчетливо нарисована Задонская обитель. Иконы Спасителя, Богоматери – в алтаре придела святой мученицы царицы Александры, на правой стороне хоров, святой мученицы Валентины, Марии Египетской; жертвоприношение Авраама и видение пророка Исайи. Некоторые иконы с надписями имен благотворителей, которые проявили усердие, имеют в этой земной и в другой небесной церкви своих ходатаев и молитвенников. Внутри храма, возле киота, за правым клиросом, находился чудотворный образ Владимирской Богоматери – первое сокровище этого монастыря. Образ был написан на доске корсунскою иконописью; вышина его 9 3/4 вершка; ширина 9 вершков; по сторонам изображения: с левой стороны – святого Димитрия царевича, с правой – святого Василия Великого. Риза на иконе была серебряная, вызолоченная, усердно украшенная жемчугом и дорогими камнями.

Данная чудотворная икона Владимирской Богоматери всегда служила главным привлечением народа в Задонскую обитель. Христианское усердие верных сынов Православной Церкви к Матери Господа Иисуса Христа подтверждается сохранившимся (в архиве) указом Воронежской духовной консистории (от 1783 года №1917), где свидетельствуется, «что уже в то время к чудотворной иконе (Богородичной) местной многие притекали с великой верой». Из преданий об этой иконе признается достоверным то, что она была благословлена от Сретенского московского монастыря основателям монастыря Задонского старцам Кириллу и Герасиму, получившим эту святыню в 1610-15 годах во свидетельство памяти о благодатном для Москвы видении здесь Тамерлану в 1395 году, как некогда преподобный Антоний получил на Афоне в благословение на основание Киево-Печерской Лавры икону Успения Богоматери. Чудесно уцелевшая среди пожара (1692 года) в монастыре, она всегда бывает покровом этой обители. К ней как к чудотворной имели особенное благоговение Святитель Тихон и затворник Георгий.

В 1830 и 1831 годах, во время свирепствования холеры, чудодейственная сила от этой честной иконы Владимирской Богоматери открылась с новой силой. Холера, действовавшая в городе Задонске смертоносно, не могла так сильно проявляться и действовать внутри монастыря: хотя и здесь болели многие, но, к удивлению всех, умерших не было. Это милостивое заступление Царицы Небесной более послужило свидетельством, что данная честная икона есть верный по-кров всем с верою прибегающим и усердно молящимся перед нею. Поэтому, возлагая крепкую надежду на Матерь Божию, когда при усиленном усердии все единодушно начали приглашать в свои дома образ Владимирской Богоматери, взывая с умилением: «Заступница усердная, Мати Господа Вышнего...», – тогда язва прекратилась. Так было и в 1848 году при вторичном появлении холерной эпидемии в городе Задонске. Милость заступницы рода христианского, по молитвам Святителя Христова Тихона, особенно была видима для всех граждан города Задонска во время двух страшных пожаров, истреблявших Задонск: первый – в конце июня 1861 года и второй – 1 августа 1869 года. Тогда чудотворная икона Владычицы с молебным пением была приносима к месту пожарищ, и ветер, сильно до этого бушевавший, как бы по мановению тотчас стихал, и развевавшийся пламень, сосредоточиваясь, поднимался в верх обгоревших строений, что давало возможность жителям отстаивать другую часть Города и тушить горевшие уже строения. Кроме этого, немало совершалось чудес по молитвам верующих возле пречестной иконы Богоматери Владимирской. Вследствие этих благодатных утешительных событий все жители города Задонска, а равно и из окрестности с большим усердием притекали и притекают и в радостях, и скорбях своих в монастырь – к честной иконе Богоматери Владимирской, пред которой по окончании служб: утрени, обедни, вечерни, ежедневно совершалось молебное пение с акафистом.

В память же древнего исторического духовного родства с Москвою и того, что главный престол всегда был посвящен в честь Царицы Небесной, в честь ее иконы Владимирской, празднуемой 23 июня по старому стилю, в Задонской обители постоянно воспевается хвалебный глас Пресвятой Деве.

Весьма интересна история келейной чудотворной Казанской иконы Божией Матери Святителя Тихона Задонского. На полях этой иконы были изображены святой Тихон Амафунтский и Марфа, сестра Лазаря. Икона эта была благословлена Святителем благочестивым людям, а ими уже пожертвована в Симонов монастырь. Эта икона всегда была увешана серебряными подвесками в виде рук, ног, глаз, которые являлись благодарственной памятью об исцелении различных болезней. Первое чудо от этой иконы свершилось над больной девицею Натальей Жмаевой, много лет страдавшей от жестокой болезни и признанной неизлечимой. Было это в 1832 году, и с того времени свершилось от свято чтимой иконы Матери Божией еще много благодатных явлений. В 1834 году благоговейные почитатели Казанской иконы в честь ее устроили при церкви специальный придел. В богато украшенной ризе она занимала место в иконостасе слева от царских врат; перед иконой постоянно теплилась неугасимая лампада, а в воскресенье и праздничные дни перед ней читались акафисты.

В 1846 году, во время сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, появилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым в особом склепе был погребен почивший архипастырь, и гроб его был перенесен для удобства в другое место. Тогда оказалось, что склеп, под которым почивал Святитель, от давности времени обвалился, гробовая крышка раздавлена была кирпичами, а сам гроб был близок к разрушению; его архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, было найдено целым и мало чем изменившимся в своем цвете, а тело его было обретено нетленным и пребывающим в том же положении и виде, в каком почивают угодники Божии в Киево-Печерской Лавре. Вследствие этого тело Святителя было положено в новую гробницу, поставленную в теплой монастырской церкви. Об этом архиепископ Воронежский Антоний два раза доносил Святейшему Синоду, доводя вместе с тем до сведения его многие чудесные исцеления, свершавшиеся над разными лицами при молитвенном призывании преосвященного Тихона. Вместе со вторым донесением Святейшему Синоду преосвященный Антоний за 6 часов до своей кончины, последовавшей в 1846 году, подписал письмо на высочайшее имя императора Николая I, в котором свидетельствовал архиерейской совестью, что, по особому внушению, считает для себя священным долгом довести до высочайшего сведения о чудесах, совершающихся при гробе преосвященного Тихона, а также о всеобщем «сладостном и претрепетном желании» стекавшихся из отдаленных мест в Задонск многочисленных богомольцев «явлен будет пред очию всех сей великий светильник веры и добрых дел, лежащий теперь под спудом».

Ближайшее обследование дела было возложено на преосвященного митрополита Киевского Исидора, местного преосвященного архиепископа Иосифа и архимандрита московского Покровского монастыря Паисия, которые присоединили к себе двух лиц из Задонского духовенства и двух иеромонахов Задонского монастыря. 19 мая была вскрыта гробница Святителя Тихона и установлено, что тело его сохранилось нетленным и архиерейское облачение, в котором был погребен Святитель, также осталось в целости.

Святейший Синод, рассмотрев изложенные обстоятельства и многочисленные свидетельства чудесных исцелений по молитвенным призываниям благодатной помощи Святителя, обратился с докладом к Его Императорскому Величеству Александру Николаевичу с предложением признать почившего Тихона в лике святых и нетленное тело его мощами святыми, а память Святителя праздновать в день преставления его 13 августа (26 августа – А.В.). На упомянутом докладе Святейшего Синода Государь Император собственноручно написал: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».

Открытие святых мощей Тихона Задонского император возложил на митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора, совместно с архиепископом Воронежским и Задонским Иосифом, с предоставлением вызвать для той же цели ближайшего к Воронежу епископа Курского Сергия, а сам день торжества назначить на 13 августа. Об этом Святейший Синод известил Задонскую обитель.

Радостно и с благоговейным христианским чувством отозвалось православное отечество на это официальное известие Святейшего Синода. Чистая вера и живейшее усердие к новоявленному угоднику Божию привлекли в обитель Задонскую многочисленную толпу православного народа разного звания с близких и отдаленных мест России.

В связи с наступавшими торжествами памяти Святителя, совершавшимися 26 августа (по новому стилю), и объявленному открытию его мощей Задонская обитель приготовилась к этому празднику особенно и украсилась, как невеста, ожидающая жениха. Главный Владимирский собор и три другие церкви были обновлены; ризницы пополнены. Здания монастырские: колокольня, архиерейский дом, настоятельские и братские кельи, гостиница, монастырские дома и другие здания, были отделаны внутри и снаружи. Все было сделано в короткое время. Начальством монастыря были приняты меры к успокоению благочестивых посетителей обители; внутри монастыря для этой цели было приготовлено до 200 квартир, удобных для помещения, из братских келий. На площадях города и за рекой Доном были раскинуты палатки для паломников.

К этому торжеству, по назначению Святейшего Синода, прибыли: Санкт-Петербургский высокопреосвященный митрополит Исидор, местный архиепископ Иосиф и преосвященные епископы – Курский Сергий и Тамбовский Феофан, 6 архимандритов и прочих духовных лиц около 300 человек.

С 11 августа все дороги по направлению к Задонску были буквально наполнены большими массами движущегося народа, стекавшегося к этому торжеству не только из отдаленных концов обширного нашего отечества, но и из разных государств Европы, даже других частей света. Всего прибывшего народа к открытию мощей Святителя Тихона насчитывалось около 300 тысяч человек. Экипажей одних было 12 тысяч 600 (считая простые телеги).

Все время до открытия святых мощей при гробе Святителя днем и ночью были совершаемы панихиды, а пред чудотворной иконой Владимирской Божией Матери – молебны.

По окончании литургии, совершенной 12 августа преосвященным Феофаном в Богородице-Рождественской церкви, митрополит Исидор с тремя архиереями и духовенством свершил молебен с водоосвящением пред находившейся в той же церкви чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской.

В час дня после полудня начался благовест с перезвоном в монастыре и в городском Успенском соборе.

В половине второго часа при красном звоне колоколов, по предварительному распоряжению, началось шествие крестного хода из городского собора в монастырь.

Настоятель с братией, также с крестным ходом, вышли за святые ворота обители навстречу соборному крестному ходу, и, составив общий крестный ход, вся масса двинулась в главный монастырский Владимирский собор, откуда в сопровождении митрополита и трех архиереев в мантиях, с обычной свитою, при умиленном и протяжном пении псалма «Помилуй мя, Боже» начался торжественный крестный ход из главного собора через западные двери по южной стороне в теплую церковь, где покоились святые мощи.

Здесь, после надлежащих приготовлений, началось молебное пение Святителю, и с крестным ходом в присутствии митрополита, трех архиереев, при многочисленном соборе священнослужителей и народа гроб Святителя, предварительно распечатанный рукою митрополита, был торжественно вынесен руками священнослужителей из теплой церкви в главный летний Владимирский собор, где на всенощном бдении при пении «Хвалите имя Господне» нетленные мощи, стоявшие посреди церкви, были открыты для обозрения народа, который в молитвенно-благоговейном чувстве при воззвании величания Святителю Тихону поклонился новоявленному угоднику Божию.

По окончании Божественной литургии 13 августа святые мощи с крестным ходом были обнесены вокруг монастыря со всем великолепием, подобающим этому высокому религиозному торжеству. Так и совершилось это великое событие.

Также в храме находились особые помещения для ризницы и библиотеки. От входа, с западной стороны находилась дверь в ризницу; с правой стороны дверь вела на хоры, где над ризницею находилась монастырская библиотека. В нижнем этаже этого храма на задней стороне были отгорожены три особенные отделения для усыпальниц. В первом отделении был похоронен основатель храма архимандрит Иларий, во втором – его преемник и окончательный строитель архимандрит Серафим, на надгробных тумбах располагались чугунные доски с обыкновенными надписями. В среднем отделении – две плиты белого мрамора: под первой покоился прах Евдокии Ильиничны Когушевой, скончавшейся 13 августа 1855 года; под второй – прах Феофана Львовича Богушевского, скончавшегося 12 мая 1860 года. Лампада, которая горела пред святыми иконами, разливала полусвет в этой усыпальнице и напоминала каждому входящему сюда о краткости жизни временной, а вместе с тем об утешительном бессмертии за гробом для православного христианина, помнившего при жизни «последния своя».

Под арками паперти собора с северной и южной сторон находился выход из нижней церкви в монастырский двор.

На следующую страницу >>>