|
|
История Задонской обители
(Публикуется по одноимённой книге,
изданной по благословению епископа Задонского Никона.
Составитель Е.И. Дудкин)
Строительство современного второго каменного соборного
Владимирского храма, а также важное событие, происходившее в монастыре в XIX
веке
В XIX веке при входе в монастырь глазам паломников представлялась чудная
панорама величественных зданий, симметрично обрамляющих со всех сторон открытый
монастырский двор. В центре двора, где росли ветвистые тополя и акации,
красовались: к востоку – зимняя церковь Рождества Богородицы, а левее от нее
находился летний итальянской архитектуры пятиглавый с фронтонами величественный
собор во имя Владимирской Богоматери, построенный на месте прежнего разобранного
летнего Владимирского храма.
Наружные стены храма были отштукатурены и окрашены голубой краской; во фронтонах
церкви, с северной, южной и западной сторон находилось по десять колонн с
пилястрами ионического ордена. Вход в церковь был также с трех сторон. На крыше
церкви находился купол и около него четыре башни, покрытые белым железом; на них
– кресты и яблоки, вызолоченные червонным золотом. Изображение крестов было
украшено символическими знаками – аркою и полумесяцем. Символ полумесяца под
крестом обыкновенно объяснялся победою креста над луною, или памятником
свержения татаро-монгольского ига, хотя изображение креста над полумесяцем
употреблялось и до нашествия монголов на Русь. Максим Грек видел в этом символе
образ высоты крестного восхождения Христова. Алтарь, трапезы и фронтоны под
железною кровлею были окрашены зеленой краской.
Этот соборный храм был заложен архимандритом Иларием 10 июня 1845 года по
благословению архиепископа Антония II. Так, по совершении Антонием –
архиепископом Воронежским и Задонским, и настоятелем этого монастыря
архимандритом Иларием торжественного водоосвещения на месте закладки под престол
этого храма в основание была положена каменная плита с такой надписью: «Во имя
Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской
Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя
нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина
Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного
архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чем заложены мощи, иже во Святых
Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца». Иларий в том же
1845 году возвел Владимирский храм под цоколь на 3 аршина и 3 четверти. По
смерти же архимандрита Илария строительство храма завершил его преемник
архимандрит Серафим. При помощи многочисленных подаяний и других способов он
окончил всю постройку, внешнюю и внутреннюю отделку с постановкой иконостасов в
1853 году. Английской жестью собор был покрыт в 1858 году попечительством
настоятеля архимандрита Дионисия. Данный храм был построен по плану великого
архитектора Тона. Иконостасы были поставлены академиком Мигковым. Нижний этаж
освящен в 1848 году, а другие в 1853 году 13 августа преосвященным епископом
Антонием, викарием Воронежской епархии, и преосвященным Иосифом.
Храм этот трехэтажный, светлый. Места для богослужения и алтари возвышаются
семью ступенями на полтора аршина. Престолов всего восемь. В среднем этаже
главный – в честь Владимирской Богоматери; правый – в честь Покрова Божией
Матери; левый – во имя Алексия, митрополита, и Симеона Столпника.
В верхнем этаже, на хорах, – во имя святой мученицы царицы Александры, антиминс,
подписанный в 1799 году Серапионом, епископом Дмитревским, викарием Московским;
левый – во имя святого первомученика архидиакона Стефана; антиминс на нем
подписан в 1791 году Платоном, архиепископом Московским.
На нижнем этаже: престол средний – во имя Пресвятой Троицы, правый – во имя
святой праведной Анны, левый – во имя святой великомученицы Екатерины. Храм был
украшен замечательной иконописью. А лучшими в художественном отношении
почитались десять икон: местная перед главным алтарем – Спасителя и Богоматери;
святого благоверного князя Александра Невского, а также в данном алтаре
особенного внимания заслуживала запрестольная икона в девять аршин, изображающая
сидящего во славе Спасителя: десницею он благословляет предстоящих, в левой же
руке – держава и скипетр; внизу иконы отчетливо нарисована Задонская обитель.
Иконы Спасителя, Богоматери – в алтаре придела святой мученицы царицы
Александры, на правой стороне хоров, святой мученицы Валентины, Марии
Египетской; жертвоприношение Авраама и видение пророка Исайи. Некоторые иконы с
надписями имен благотворителей, которые проявили усердие, имеют в этой земной и
в другой небесной церкви своих ходатаев и молитвенников. Внутри храма, возле
киота, за правым клиросом, находился чудотворный образ Владимирской Богоматери –
первое сокровище этого монастыря. Образ был написан на доске корсунскою
иконописью; вышина его 9 3/4 вершка; ширина 9 вершков; по сторонам изображения:
с левой стороны – святого Димитрия царевича, с правой – святого Василия
Великого. Риза на иконе была серебряная, вызолоченная, усердно украшенная
жемчугом и дорогими камнями.
Данная чудотворная икона Владимирской Богоматери всегда служила главным
привлечением народа в Задонскую обитель. Христианское усердие верных сынов
Православной Церкви к Матери Господа Иисуса Христа подтверждается сохранившимся
(в архиве) указом Воронежской духовной консистории (от 1783 года №1917), где
свидетельствуется, «что уже в то время к чудотворной иконе (Богородичной)
местной многие притекали с великой верой». Из преданий об этой иконе признается
достоверным то, что она была благословлена от Сретенского московского монастыря
основателям монастыря Задонского старцам Кириллу и Герасиму, получившим эту
святыню в 1610-15 годах во свидетельство памяти о благодатном для Москвы видении
здесь Тамерлану в 1395 году, как некогда преподобный Антоний получил на Афоне в
благословение на основание Киево-Печерской Лавры икону Успения Богоматери.
Чудесно уцелевшая среди пожара (1692 года) в монастыре, она всегда бывает
покровом этой обители. К ней как к чудотворной имели особенное благоговение
Святитель Тихон и затворник Георгий.
В 1830 и 1831 годах, во время свирепствования холеры, чудодейственная сила от
этой честной иконы Владимирской Богоматери открылась с новой силой. Холера,
действовавшая в городе Задонске смертоносно, не могла так сильно проявляться и
действовать внутри монастыря: хотя и здесь болели многие, но, к удивлению всех,
умерших не было. Это милостивое заступление Царицы Небесной более послужило
свидетельством, что данная честная икона есть верный по-кров всем с верою
прибегающим и усердно молящимся перед нею. Поэтому, возлагая крепкую надежду на
Матерь Божию, когда при усиленном усердии все единодушно начали приглашать в
свои дома образ Владимирской Богоматери, взывая с умилением: «Заступница
усердная, Мати Господа Вышнего...», – тогда язва прекратилась. Так было и в 1848
году при вторичном появлении холерной эпидемии в городе Задонске. Милость
заступницы рода христианского, по молитвам Святителя Христова Тихона, особенно
была видима для всех граждан города Задонска во время двух страшных пожаров,
истреблявших Задонск: первый – в конце июня 1861 года и второй – 1 августа 1869
года. Тогда чудотворная икона Владычицы с молебным пением была приносима к месту
пожарищ, и ветер, сильно до этого бушевавший, как бы по мановению тотчас стихал,
и развевавшийся пламень, сосредоточиваясь, поднимался в верх обгоревших
строений, что давало возможность жителям отстаивать другую часть Города и тушить
горевшие уже строения. Кроме этого, немало совершалось чудес по молитвам
верующих возле пречестной иконы Богоматери Владимирской. Вследствие этих
благодатных утешительных событий все жители города Задонска, а равно и из
окрестности с большим усердием притекали и притекают и в радостях, и скорбях
своих в монастырь – к честной иконе Богоматери Владимирской, пред которой по
окончании служб: утрени, обедни, вечерни, ежедневно совершалось молебное пение с
акафистом.
В память же древнего исторического духовного родства с Москвою и того, что
главный престол всегда был посвящен в честь Царицы Небесной, в честь ее иконы
Владимирской, празднуемой 23 июня по старому стилю, в Задонской обители
постоянно воспевается хвалебный глас Пресвятой Деве.
Весьма интересна история келейной чудотворной Казанской иконы Божией Матери
Святителя Тихона Задонского. На полях этой иконы были изображены святой Тихон
Амафунтский и Марфа, сестра Лазаря. Икона эта была благословлена Святителем
благочестивым людям, а ими уже пожертвована в Симонов монастырь. Эта икона
всегда была увешана серебряными подвесками в виде рук, ног, глаз, которые
являлись благодарственной памятью об исцелении различных болезней. Первое чудо
от этой иконы свершилось над больной девицею Натальей Жмаевой, много лет
страдавшей от жестокой болезни и признанной неизлечимой. Было это в 1832 году, и
с того времени свершилось от свято чтимой иконы Матери Божией еще много
благодатных явлений. В 1834 году благоговейные почитатели Казанской иконы в
честь ее устроили при церкви специальный придел. В богато украшенной ризе она
занимала место в иконостасе слева от царских врат; перед иконой постоянно
теплилась неугасимая лампада, а в воскресенье и праздничные дни перед ней
читались акафисты.
В 1846 году, во время сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь
Владимирской иконы Божией Матери, появилась надобность разобрать ветхий каменный
храм и алтарь, под которым в особом склепе был погребен почивший архипастырь, и
гроб его был перенесен для удобства в другое место. Тогда оказалось, что склеп,
под которым почивал Святитель, от давности времени обвалился, гробовая крышка
раздавлена была кирпичами, а сам гроб был близок к разрушению; его архиерейское
облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, было найдено целым и
мало чем изменившимся в своем цвете, а тело его было обретено нетленным и
пребывающим в том же положении и виде, в каком почивают угодники Божии в
Киево-Печерской Лавре. Вследствие этого тело Святителя было положено в новую
гробницу, поставленную в теплой монастырской церкви. Об этом архиепископ
Воронежский Антоний два раза доносил Святейшему Синоду, доводя вместе с тем до
сведения его многие чудесные исцеления, свершавшиеся над разными лицами при
молитвенном призывании преосвященного Тихона. Вместе со вторым донесением
Святейшему Синоду преосвященный Антоний за 6 часов до своей кончины,
последовавшей в 1846 году, подписал письмо на высочайшее имя императора Николая
I, в котором свидетельствовал архиерейской совестью, что, по особому внушению,
считает для себя священным долгом довести до высочайшего сведения о чудесах,
совершающихся при гробе преосвященного Тихона, а также о всеобщем «сладостном и
претрепетном желании» стекавшихся из отдаленных мест в Задонск многочисленных
богомольцев «явлен будет пред очию всех сей великий светильник веры и добрых
дел, лежащий теперь под спудом».
Ближайшее обследование дела было возложено на преосвященного митрополита
Киевского Исидора, местного преосвященного архиепископа Иосифа и архимандрита
московского Покровского монастыря Паисия, которые присоединили к себе двух лиц
из Задонского духовенства и двух иеромонахов Задонского монастыря. 19 мая была
вскрыта гробница Святителя Тихона и установлено, что тело его сохранилось
нетленным и архиерейское облачение, в котором был погребен Святитель, также
осталось в целости.
Святейший Синод, рассмотрев изложенные обстоятельства и многочисленные
свидетельства чудесных исцелений по молитвенным призываниям благодатной помощи
Святителя, обратился с докладом к Его Императорскому Величеству Александру
Николаевичу с предложением признать почившего Тихона в лике святых и нетленное
тело его мощами святыми, а память Святителя праздновать в день преставления его
13 августа (26 августа – А.В.). На упомянутом докладе Святейшего Синода Государь
Император собственноручно написал: «Согласен с мнением Святейшего Синода.
Александр».
Открытие святых мощей Тихона Задонского император возложил на митрополита
Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора, совместно с архиепископом
Воронежским и Задонским Иосифом, с предоставлением вызвать для той же цели
ближайшего к Воронежу епископа Курского Сергия, а сам день торжества назначить
на 13 августа. Об этом Святейший Синод известил Задонскую обитель.
Радостно и с благоговейным христианским чувством отозвалось православное
отечество на это официальное известие Святейшего Синода. Чистая вера и живейшее
усердие к новоявленному угоднику Божию привлекли в обитель Задонскую
многочисленную толпу православного народа разного звания с близких и отдаленных
мест России.
В связи с наступавшими торжествами памяти Святителя, совершавшимися 26 августа
(по новому стилю), и объявленному открытию его мощей Задонская обитель
приготовилась к этому празднику особенно и украсилась, как невеста, ожидающая
жениха. Главный Владимирский собор и три другие церкви были обновлены; ризницы
пополнены. Здания монастырские: колокольня, архиерейский дом, настоятельские и
братские кельи, гостиница, монастырские дома и другие здания, были отделаны
внутри и снаружи. Все было сделано в короткое время. Начальством монастыря были
приняты меры к успокоению благочестивых посетителей обители; внутри монастыря
для этой цели было приготовлено до 200 квартир, удобных для помещения, из
братских келий. На площадях города и за рекой Доном были раскинуты палатки для
паломников.
К этому торжеству, по назначению Святейшего Синода, прибыли: Санкт-Петербургский
высокопреосвященный митрополит Исидор, местный архиепископ Иосиф и преосвященные
епископы – Курский Сергий и Тамбовский Феофан, 6 архимандритов и прочих духовных
лиц около 300 человек.
С 11 августа все дороги по направлению к Задонску были буквально наполнены
большими массами движущегося народа, стекавшегося к этому торжеству не только из
отдаленных концов обширного нашего отечества, но и из разных государств Европы,
даже других частей света. Всего прибывшего народа к открытию мощей Святителя
Тихона насчитывалось около 300 тысяч человек. Экипажей одних было 12 тысяч 600
(считая простые телеги).
Все время до открытия святых мощей при гробе Святителя днем и ночью были
совершаемы панихиды, а пред чудотворной иконой Владимирской Божией Матери –
молебны.
По окончании литургии, совершенной 12 августа преосвященным Феофаном в
Богородице-Рождественской церкви, митрополит Исидор с тремя архиереями и
духовенством свершил молебен с водоосвящением пред находившейся в той же церкви
чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской.
В час дня после полудня начался благовест с перезвоном в монастыре и в городском
Успенском соборе.
В половине второго часа при красном звоне колоколов, по предварительному
распоряжению, началось шествие крестного хода из городского собора в монастырь.
Настоятель с братией, также с крестным ходом, вышли за святые ворота обители
навстречу соборному крестному ходу, и, составив общий крестный ход, вся масса
двинулась в главный монастырский Владимирский собор, откуда в сопровождении
митрополита и трех архиереев в мантиях, с обычной свитою, при умиленном и
протяжном пении псалма «Помилуй мя, Боже» начался торжественный крестный ход из
главного собора через западные двери по южной стороне в теплую церковь, где
покоились святые мощи.
Здесь, после надлежащих приготовлений, началось молебное пение Святителю, и с
крестным ходом в присутствии митрополита, трех архиереев, при многочисленном
соборе священнослужителей и народа гроб Святителя, предварительно распечатанный
рукою митрополита, был торжественно вынесен руками священнослужителей из теплой
церкви в главный летний Владимирский собор, где на всенощном бдении при пении
«Хвалите имя Господне» нетленные мощи, стоявшие посреди церкви, были открыты для
обозрения народа, который в молитвенно-благоговейном чувстве при воззвании
величания Святителю Тихону поклонился новоявленному угоднику Божию.
По окончании Божественной литургии 13 августа святые мощи с крестным ходом были
обнесены вокруг монастыря со всем великолепием, подобающим этому высокому
религиозному торжеству. Так и совершилось это великое событие.
Также в храме находились особые помещения для ризницы и библиотеки. От входа, с
западной стороны находилась дверь в ризницу; с правой стороны дверь вела на
хоры, где над ризницею находилась монастырская библиотека. В нижнем этаже этого
храма на задней стороне были отгорожены три особенные отделения для усыпальниц.
В первом отделении был похоронен основатель храма архимандрит Иларий, во втором
– его преемник и окончательный строитель архимандрит Серафим, на надгробных
тумбах располагались чугунные доски с обыкновенными надписями. В среднем
отделении – две плиты белого мрамора: под первой покоился прах Евдокии Ильиничны
Когушевой, скончавшейся 13 августа 1855 года; под второй – прах Феофана Львовича
Богушевского, скончавшегося 12 мая 1860 года. Лампада, которая горела пред
святыми иконами, разливала полусвет в этой усыпальнице и напоминала каждому
входящему сюда о краткости жизни временной, а вместе с тем об утешительном
бессмертии за гробом для православного христианина, помнившего при жизни «последния
своя».
Под арками паперти собора с северной и южной сторон находился выход из нижней
церкви в монастырский двор.
На следующую страницу
>>>
|
|
|