Память ему совершается
25 января
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчав на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать Святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу (+ 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу. Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия. Текст жития из книги Икона – из открытых источников сети Интернет. Афон. Начало XXI века Мне довелось побывать там, где принял монашеский постриг великий святитель. Несмотря на семь веков, прошедших с того времени, ещё стоит башня в храме которой был венчан в монашескую мантию молодой князь. Только сегодня здесь нет монахов. Русский монастырь находится ниже на морском берегу и эту местность на Афоне называют Старым Руссиком.
На снимке: в этой, сохранившейся до XXI века башне, в верхней части которой находится церковь, и был пострижен в монахи будущий святитель.
На этом снимке хорошо видно окно башни из которого святитель выбросил свою мирскую одежду.
На снимке: алтарь храма и то окно.
На снимке: часть окна и икона святителя на которой он изображён с Крестом и Свечой – знаками монашеского пострига. Александр. Востриков
Словарная статья Савва, св. (1169–1237 гг), младший из сыновей Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского, на 18 году удалился на Афон, отказавшись от княжества принял там монашество, возобновил пришедший в разорение Хиландарский монастырь, дал этому монастырю устав и ввел в нем строгое общежитие. По возвращении на родину Савва был игуменом Студеницкого монастыря. Им был устроен затем новый монастырь в местности Жиче. Студеницкий, Хиландарский и Карейский монастыри имеют составленные им уставы. С 1219 г., благодаря его ходатайству пред императором и патриархом Константинопольским, Сербия становится самостоятельной в церковном отношении, а Савва – первым ее архиепископом. Свою кафедру он учредил в Жиче, основал восемь епархий и архиерейских кафедр. Затем на созванном им соборе Савва произнес православное исповедание веры, которое должны были повторять все присутствующие, начиная с его брата, государя Стефана II. Савва имел благотворное влияние не только в области церковной, но и в государственной, так что благодаря его энергии нравственное и политическое состояние Сербии при его архиепископстве значительно улучшились. В 1233 г. он поставил себе в преемники своего ученика Арсения, а сам предпринял путешествие на Восток. Скончался 14 января 1237 г. в Болгарии, в Тернове. Через полгода его мощи были перенесены в Мелешевский монастырь, расположенный между Сербией и Черногорией, около городка Преполье. Имя святого Саввы появляется в русских святцах со времени митрополита Киприана память его 12 января. Западная церковь также признает Савву в числе святых. Из жития Саввы Сербского известно, что он перевел на славянский язык Кормчую книгу. Эта кормчая была потом прислана болгарским деспотом Святославом киевскому митрополиту Кириллу II и на Владимирском соборе 1274 г. была утверждена для общего руководства. Полный
|