|
|
Святой
преподобный
благоверный князь
Олег Брянский
Память ему
совершается 3 октября
(20 сентября старого стиля)
Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято
современниками как «погибель Русской Земли». Померкла самобытность государства,
расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие
обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь
то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по
обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле
страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на
этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.
В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость «славы мира сего,» и в то
время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти,
другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства
Небесного.
Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и
его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все
уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым
сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи,
князь Михаил отвечал: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела
творить языческие». Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к
соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. «Не погублю
души моей, прочь слава мира сего тленного», – эти предсмертные слова Святых
Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.
«Род праведных благословится», – говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной
мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой
династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.
Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое
постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь
Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил
исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где
впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне
он почитается как Святой благоверный князь.
Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом
Крещении – Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании
войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом
Крещении – Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира
Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти
своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в
устроении его Брянской обители.
Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от
заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему
брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои
средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный
князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331
году.
Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его
монастыря.
Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон
возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный
монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно
Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи
Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм
Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери
«Знамение».
В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал
Петро-Павловскому монастырю икону «Святого благоверного князя Олега Брянского
Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и
четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов
поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой». 4-го октября 1894 года
разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного
Поликарпа, а также их металлических образков.
14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской
Думы, издал указ, в котором говорилось: «По вниманию к благочестивому усердию
граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший
Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование
в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с
тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе
с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе
вокруг города Брянска…»
13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября – день памяти
Брянского угодника Божия, Святого князя Олега – не торговым днем. В этот день, с
1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а
торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего
Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где
впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского – 20 сентября /
3 октября.
В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила
(Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение
мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под
Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали
обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста
Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной
прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского
Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей
Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было
обнаружено.
10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех
пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое
Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается чтение
Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.
Установилась добрая традиция, по которой у мощей Святого Олега служится
напутственный молебен для Брянских призывников, которые испрашивают у
князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы.
5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II, было установлено празднование Собора
Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского – 3 октября (20 сентября старого стиля).
Тропарь благоверному князю преподобному
Олегу Брянскому
От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне,славу земную яко преходящу,
оставил еси и царство земное в ничтоже вменивше, лику инок радостно причелся еси
и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: тем, быв Троицы
украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.
Величание благоверному князю
преподобному Олегу Брянскому
Ублажаем тя, благоверне княже Олеже, и чтим святую память твою, ты бо молиши за
нас Христа Бога нашего.
Молитва святому князю преподобному
Олегу Брянскому
О преподобне отче, благоверне княже Олеже! Воззри, преблаженне, милостивно на
дом (приход) сей и люди, в нем живущия, и не отвержи требующих твоея помощи, не
презри нас, молящихся тебе, но помози нам (имена) скорым предстательством твоим,
да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину
непостыдну обрящем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси
сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице
славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Материалы страницы взяты с сайта
olega-bryanskogo.ru
Икона – из открытых источников сети Интернет
|
|
|