|
|
Святой равноапостольный Николай,
архиепископ Японский
Память ему совершается
16 февраля
(3 февраля старого стиля)
В глухом селе Береза, Смоленской губернии, в семье дьякона
Дмитрия Касаткина родился 1 августа 1836 г. сын Иван. Нелегким было его детство:
в пятилетнем возрасте лишился он матери и испытал на себе горе сиротства. Живым
умом, одаренностью и сообразительностью Ваня Касаткин отличался с ранних лет.
Мальчик окончил первым Бельское духовное училище, в 1856 г. – Смоленскую
духовную семинарию, и был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную
академию. Здесь он также выделился своими способностями и должен был занять
профессорскую кафедру, однако Промысел Божий распорядился иначе.
По признанию Владыки, влечение проповедовать в Японии возникло у него случайно,
при чтении воспоминаний мореплавателя Василия Головкина, два года пробывшего в
Японии в плену. Книга произвела на него столь сильное впечатление, что он решил,
что среди народа, не знавшего Христа, необходима проповедь Евангелия. В 1860 г.
по его желанию о. Иоанн был назначен настоятелем консульской церкви в г.
Хакодате. 24 июля 1860 г. он был пострижен в монашество с наречением имени
Николай, а 29 июля выехал из Петербурга в далекое и трудное путешествие. В
Николаевске-на-Амуре начинающий миссионер встретился со знаменитым просветителем
Сибири епископом Камчатским Иннокентием (Вениаминовым), который в течение зимы
многому научил его, черпая из своего богатого апостольского опыта. В 1861 г. с
открытием навигации о. Николай прибыл в Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в
Японии казалась немыслимой: японцы смотрели на христиан как на злодейскую секту
и под угрозой смертной казни запрещали миссионерство. Восемь лет у о. Николая
ушло на изучение японского народа, его языка, нравов и обычаев.
Основание Православной церкви в Японии было положено в 1868 г. тайной проповедью
о. Николая. Первенцами Православия в Японии стали тайно крещенные Павел Савабэ,
Иоанн Сакаи и Иаков Урано, которые и сами начали проповедь Христа. К этому
времени японское правительство смягчило свои взгляды на христианство. Первый
успех окрылил о. Николая – он стал благовествовать по домам, стараясь заронить в
души японцев семя Христово.
В 1869–1871 гг. о. Николай побывал на родине, где ходатайствовал перед Священным
Синодом об открытии Русской Духовной Миссии. Его ходатайство было удовлетворено,
а сам он назначен начальником Миссии в сане архимандрита. В 1871 г. архим.
Николай вернулся в Японию и обосновался в Токио, где развернул во всю ширь свои
проповеднические и организаторские способности. В 1873 г. японское правительство
отменило запретительные указы против христиан, и в Японии наступила новая эра –
свободной проповеди Христа. Жизнь Духовной Миссии пошла по более гладкому и
надежному пути: в несколько лет были учреждены школа, духовная семинария и
катехизаторское училище.
В 1880 г. в Петербурге архим. Николай был возведен в сан епископа Ревельского и
Японского, после чего вернулся к своей Миссии. Японская церковь расширялась, в
ней насчитывалось уже до 10 тысяч православных японцев. В 1884 г. началось
строительство собора Воскресения Христова в Токио, продолжавшееся семь лет.
Последние 30 лет своей жизни Владыка отдавал переводам, которым придавал особое
значение.
Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской
войны. В 1906 г. за свои выдающиеся труды по насаждению и распространению
Православия в Японии преосвященный Николай был возведен в сан архиепископа.
Третьего февраля 1912 г. архиепископ Николай Японский мирно отошел ко Господу.
Текст жития из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.
Икона – из открытых источников сети Интернет.
|
|
|