|
|
Святой преподобный
Максим Исповедник
Память ему
совершается 3 февраля
(21 января старого стиля)
Преподобный Максим родился в Константинополе около 580 г. в благочестивой
христианской семье. Прекрасное образование и добросовестность позволили Максиму
стать первым секретарем имп. Ираклия, но он оставил блестящую карьеру и удалился
в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг; вскоре был избран
игуменом этого монастыря, но жил как простой монах.
В это время Церкви начала угрожать ересь монофелитов, утверждавших, что хотя во
Христе и две природы – Божественная и человеческая, но воля – одна, только
Божественная. В 633 г. по просьбе будущего святителя Иерусалимского Патриарха
Софрония преп. Максим уехал в Александрию, чтобы поддержать Православие в борьбе
с еретиками. Эта борьба осложнялась тем, что в 638 г. имп. Ираклий по
политическим соображениям, желая примирения с монофизитами (смягченной формой
которого и было монофелитство, захватившее многих в Армении, Сирии и Египте),
издал указ, т. н. «Экфесис», окончательно повелевавший исповедовать учение об
одной воле и двух природах Спасителя. К тому же три Патриарших престола –
Константинопольский, Антиохийский и Александрийский – были заняты монофизитами.
Деятельным защитником Православия и выступил преп. Максим, учивший людей разных
званий и сословий на Крите, в Александрии и в Карфагене о двух волях и двух
природах Спасителя. Его речи были столь убедительны, что вступивший с ним в
открытый диспут бывший патриарх Пирр признал публично свое поражение и пожелал
вручить папе Римскому Феодору письменное отречение от своих заблуждений. Преп.
Максим отправился с Пирром в Рим, и папа принял его покаяние и восстановил в
сане.
В 647 г. преп. Максим вернулся в Африку. Его исповедание Православия не
признавало никаких компромиссов и, когда по поручению имп. Констанса II Патриарх
Павел издал свой «Типос» (Образец веры), в котором запрещались всякие разговоры
как об одной, так и о двух волях во Христе, хотя и признавалось в Нем две
природы, преподобный не смирился и обратился к сменившему папу Феодора папе
Мартину I с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на
соборное осуждение всей Церкви. В октябре 649 г. Латеранский Собор, на котором
присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Востока, в т. ч. и св.
Максим, осудил монофелитов, а защищавших его Константинопольских Патриархов
предал анафеме.
Когда имп. Констанс II узнал определение Собора, он был взбешен и приказал
схватить папу Мартина и преп. Максима. В 654 г. преп. Максима заключили в
тюрьму, а затем, обвинив в измене отечеству, сослали во Фракию, но потом снова
перевели в Константинополь. Преподобного вместе с двумя его учениками жестоко
пытали, а затем каждому отрезали язык, усекли правую руку и отправили в ссылку в
Колхиду. Но вскоре свершилось чудо – они снова смогли говорить и писать.
Кончина преп. Максима наступила 13 августа 662 г. Мощи его были перенесены в
Константинополь; над его могилой по ночам возжигались три чудесных светильника и
совершались исцеления. Преп. Максим Исповедник – один из самых выдающихся
православных Богословов, ему принадлежат многие труды по экзегетике Св. Писания,
толкования на Ареопагитики, объяснение Богослужения («Мистагогия»). Он наиболее
полно в Православии разработал учение о человеке, сотворении мира и обожении,
подтвержденное затем св. Симеоном Новым Богословом и св. Григорием Паламой.
Текст жития из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека».
1991 год.
Икона из открытых источников сети Интернет
|
|
|