|
|
Святой преподобный Макарий Великий,
Египетский
Память ему
совершается 1 февраля
(19 января старого стиля)
Преподобный Макарий родился в селении Птинапор в Нижнем Египте. Ранняя
смерть жены обратила его мысли к Богу. Когда умерли и его родители, он
раздал оставшееся имение на их поминовение, а сам, найдя недалеко от селения
старца-инока, пошел под его духовное водительство. Старец построил Макарию
целью недалеко от своей, научил бдению, посту и молитве. Пропитание
подвижники доставляли себе плетением корзин и рукоделием.
Преподобному пришлось противостоять многим искушениям. Когда он уклонился от
места, на которое его поставил местный епископ, и удалился для уединенного
безмолвия, враг спасения начал упорную борьбу с подвижником. Он сотрясал его
келию, внушал греховные помыслы, но Макарий побеждал беса молитвой и
крестным знамением. Однажды люди из соседнего селения обвинили его в
соблазнении девицы. Святого выволокли из кельи, били, издевались над ним. С
величайшим смирением Макарий переносил клевету и стал отдавать средства,
которые он выручал от плетения корзин, на прокормление девицы. Наконец
правда открылась: девица, не могущая разрешиться от бремени, в страшных
муках призналась, что оклеветала Макария. Люди были потрясены смирением
подвижника и собирались идти к нему на покаяние, но Макарий удалился от них
и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.
Он прожил там три года, а затем отправился к св. Антонию Великому и стал его
преданным учеником. Пожив с ним некоторое время, он по совету старца
удалился в Скитскую пустыню (на северо-западе Египта), и уже в
тридцатилетнем возрасте его стали называть «юношей-старцем». В сорок лет
святой был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем иноков Скитской
пустыни. Не раз св. Макарий посещал св. Антония и, когда великий старец
почил, получил в наследство его посох, вместе с которым принял духовную силу
Великого Антония.
Преп. Макарий обладал даром прозорливости и исцеления и по молитве мог даже
исцелять умерших. Все это привлекало к нему множество людей. Но, высоко ценя
уединение, св. Макарий выкопал под своей кельей глубокую пещеру, куда
удалялся для молитвы и богомыслия. Какие бы дары ни посылал Господь св.
Макарию, он продолжал сохранять необыкновенное смирение, и дьявол,
встретившийся ему однажды в пустыне и желавший его погубить, признался, что
не может победить подвижника из-за его смирения. При этом св. Макарий учился
святости не только у суровых пустынников, которых он превзошел, но и у
живущих в миру.
Так, однажды во время молитвы св. Макарий услышал голос: «Макарий, ты не
достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе».
Подвижник отправился в город и нашел этих женщин, но они оказались замужними
и поначалу отказались признать за собой какие-либо добродетели. И только на
настоятельные расспросы святого рассказали, что они вышли замуж за братьев и
не сказали друг другу дурного слова и никогда не ссорились, что они просили
отпустить их в монастырь, но когда мужья не согласились, дали обет не
произносить ни одного мирского слова до смерти. «Поистине Господь не ищет
девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит лишь свободное намерение
человека и на добровольное его произволение посылает благодать», – сказал
св. Макарий.
Подвергнутый гонениям в годы правления арианина Валента, св. Макарий был
сослан на пустынный остров и там творением чудес и проповедью обратил в
христианство всех населявших его язычников. Гнавший его арианский архиеп.
Лука устыдился и разрешил старцу вернуться в пустыню.
Преподобный дожил до 97 лет, перед кончиной ему явились свв. Антоний и
Пахомий и известили о близком переходе в Небесную обитель. Преподобный дал
наставление ученикам, благословил их и почил со словами: «В руки Твои,
Господи, предаю дух мой». Духовным наследием аввы Макария остались 50 бесед
и 7 подвижнических слов. Одна из главных мыслей св. Макария: «Если душа в
сем еще мире не примет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы и не
сделается причастницею Божественного естества, то она непригодна для
Небесного Царства».
Житие из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека».
1991 год.
Икона из открытых источников сети Интернет
|
|
|