Память ему
совершается 2 августа
Святая Церковь издревле совершает с торжественностью память великого пророка Божия Илии, который жил за 900 лет до пришествия Спасителя, при израильском царе Ахаве. Он происходил от племени Аарона и родился в галаадском городе Фесвии, почему в Библии и называется Фесвитянином. Сохранилось предание, что отец Илии, Совах, имел о сыне своем странное видение, он видел, что мужи благообразные беседуют с ребенком, пеленают его огнем и кормят его пламенем огненным. Отец, встревоженный этим видением, рассказывал о том священникам, и один из них сказал ему: «Не убойся видения твоего. На ребенке почиет благодать Божия, и слово его будет, как огонь, сильно и действительно, и житие его благоугодно Богу, и будет он судить Израиля мечом и огнем». Имя Илия значит крепость Господня. Забывая бесчисленные благодеяния Господа, цари израильские поклонились идолам и жили нечестиво. Всех недостойнее были Ахав и жена его Иезавель. Они поставили в Самарии капище идолу Ваалу и преследовали и избивали пророков и верных служителей Господа. Тут впервые Библия упоминает об Илии. Исполненный Духа Божия, он пришел к нечестивому царю и сказал ему: «За грехи твои не будет с сего дня ни дождя, ни росы, пока я не умолю о том Господа». Вместо того чтобы раскаяться, Ахав и жена его хотели умертвить Илию, но Господь спас пророка от руки врагов. Он сказал ему: «Иди и скройся у потока Хорафа, близ Иордана, ты будешь пить от вод потока, и Я повелю вранам (воронам – а.в.) питать тебя». Илия исполнил повеленное и жил при потоке, и враны вечером и поутру приносили ему пищу, ибо Господь может и чудесным образом охранять тех, которые верно служат Ему и надеятся на Него. Между тем слова пророка сбылись: сделалась страшная засуха, ни капли дождя, ни росы не падало на землю, и голод был ужасный во всем Израиле. От продолжительного бездождия высох и поток, близ которого жил Илия. Тогда Господь сказал ему: «Иди в Сарепту Сидонскую, там одна вдовица будет кормить тебя». Илия пошел и у самых городских ворот увидел женщину, которая собирала дрова. Он попросил у нее воды, и женщина, оставив дело свое, тотчас пошла за водой. «Уж принеси мне и хлеба, потому что я голоден», – сказал ей пророк. «Как жив Господь Бог, – ответила женщина, – нет у меня хлеба. Осталось только с горсть муки в ведерке и немного масла в склянке. Вот я возьму здесь немного дров и испеку лепешку для себя и сына, съедим ее и потом умрем». «Не бойся, – сказал пророк, – сперва испеки мне хлеба и принеси сюда, а потом приготовишь поесть и себе и сыну, ибо вот что говорит тебе Господь Бог Израилев: "Не убавится мука в ведерке и не оскудеет масло в склянке твоей до того дня, когда Господь сошлет дождь на землю"». Благочестивая женщина поверила словам пророка и из последнего запаса своего испекла ему хлеб. И действительно, во все время страшного голода мука и масло не убавлялись у нее, и она кормила и сына, и весь дом свой, и святого пророка, который стал жить у нее. Эта женщина была вдова и имела одного сына. Через некоторое время вдруг сын ее заболел и умер. Бедная мать ужасно горевала, она говорила пророку: «Зачем пришел ты, человек Божий, наказать меня за грехи мои и уморить сына моего?» Илия взял ребенка, положил его на постель свою и стал молить Бога возвратить ему жизнь. Он дунул на него три раза, и Господь, услышав молитву св. пророка, возвратил жизнь умершему. «Видишь, сын твой жив», – сказал Илия вдовице, которая воскликнула радостно: «Ныне вижу, что ты человек Божий и что слова Господа во устах твоих истинны». Предание говорит, что воскресший ребенок был тот самый пророк Иона, которого Господь впоследствии послал проповедовать в Ниневию. Засуха продолжалась уже три года и шесть месяцев, израильтяне страшно бедствовали: все пересохло и нечего было есть ни людям, ни скотине. Господь сжалился над израильтянами и услышал молитвы их, ибо во время скорби они познавали суету идолов и обращались с молитвой к Богу. В милосердии Своем Господь повелел Илие идти к Ахаву и возвестить ему об окончании засухи. Илия повиновался и на пути встретил Авдия, доброго и благочестивого домоправителя царского, который когда-то спас от гнева Иезавели сто верных служителей Господних. Авдий по приказанию царя отыскивал долины с потоками, где бы пасти царских лошадей. «Возвести царю о прибытии моем», – сказал ему Илия. Но Авдий испугался этого поручения, «Во всех странах искал тебя царь, – сказал он пророку, – если я ему теперь скажу, что ты пришел, а тебя вдруг Дух Господень удалит отсюда, то царь велит умертвить меня». Но Илия обещал в тот же день явиться к Ахаву; и Авдий возвестил царю, что Илия идет Ахав вышел навстречу к пророку и с гневом сказал ему: «Ты ли возмущаешь народ мой?» – «Не я, – спокойно отвечал Илия, – но ты сам и дом отца твоего, ибо вы забыли Бога истинного и поклоняетесь кумирам. Прикажи народу твоему собраться на гору Кармил, и пусть придут туда и пророки и жрецы Ваала, да узнают Бога истинного». Царь исполнил желание Илии, множество народу жрецы и пророки Ваала собрались на гору Кармил. Илия пришел и сказал им: «Доколе будете вы хромать на обе стороны? Если Господь – истинный Бог, то служите и поклоняйтесь Ему, если же Ваал, то почитайте его одного!». Народ молчал. «Я здесь один из пророков Божиих, – продолжал Илия, – а Вааловых пророков четыреста пятьдесят. Приведите двух волов, пусть приготовится жертва Ваалу, а я приготовлю жертву Богу, и того мы признаем за Бога истинного, который пошлет огонь на жертвенник». Весь народ согласился на предложение Илии. Лжепророки взяли вола и, возложив его на жертвенник, стали просить Ваала, чтобы он послал огонь для совершения жертвоприношения. Но напрасно молились они ему с самого утра до вечера, напрасно кричали: «Ваал, услыши нас!». Напрасно становились на колени, умоляя идола исполнить прошение их: огонь не падал на жертвенник. «Кричите громче, – говорил им Илия, – может быть, бог ваш спит или занят чем-нибудь». Вечером, когда все убедились, что моления Ваалу напрасны, Илия сказал лжепророкам: «Теперь дайте мне приготовить мое жертвоприношение». Он взял двенадцать камней, по числу колен израилевых, и сложил из них жертвенник, потом велел кругом ископать глубокую канаву, заколол вола и возложил его на жертвенник. «Теперь, – сказал он народу, – принесите воды и лейте ее на жертву». Это сделали до трех раз, так что водой наполнилась вся глубокая канава вокруг жертвенника. Тогда святой пророк, подняв глаза к небу, воскликнул: «Господи! Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковлев, услыши меня, Господи, и да уразумеют люди эти, что Ты Бог истинный, а я раб Твой, исполняющий волю Твою. Услыши меня, Господи! и да обратятся к Тебе сердца людей этих!». Внезапно огонь спал с неба на жертвенник и сжег жертву, камни, дрова и иссушил в канаве всю воду до последней капли. Видя это, народ пал на землю, исповедуя единого Бога. Жрецов же и лжепророков Вааловых по повелению Илии предали смерти. После этого Илия сказал царю: «Теперь иди домой, чтобы не застиг тебя дождь». Сам же взошел на гору и долго молился. И вдруг поднялся ветер, небо покрылось тучами и обильный дождь пал на иссохшую землю. Кажется, все неверующие должны бы после этого обратиться к Богу с раскаянием и любовью, но жестокая Иезавель не смирилась перед Господом, а полная гнева за избиение пророков своих, грозила умертвить Илию. Господь спас пророка, который удалился в пустыню, в Аравию. Скорбя о неверии и ожесточении людей, Илия просил себе у Бога смерти, но Господь дивными знамениями доказывал пророку, что никогда не надо унывать и падать духом, но всегда твердо уповать на всемогущего и всеблагого Бога. Он посылал Ангела Своего кормить пророка в пустыне. Однажды, проснувшись, Илия нашел у возглавия своего хлеб и кружку воды. «Ешь и пей», – сказал ему Ангел. Укрепленный этой дивной помощью, Илия отправился в путь и через сорок дней пришел к горе Хорив, тут он поселился в пещере и не переставал скорбеть духом о прегрешениях и идолопоклонстве Израиля. Однажды услышал он голос Господень, вопрошавший его: «Что ты здесь делаешь, Илия?». Пророк отвечал: «Горю ревностью к Богу Вседержителю. Оставили Тебя, Господи, сыны Израиля, разорили алтари Твои, умертвили пророков Твоих, остался я один, и на мою жизнь покушаются!» – «Иди поутру на гору, – сказал голос Господень, – Господь пойдет мимо». Поутру Илия взошел на гору ожидать Господа, вдруг поднялся страшный вихрь, который потряс гору и сокрушил каменные скалы, но Духа Господня не было в этом бурном вихре. Вслед за этим сделалось землетрясение, но и в нем не было Духа Господня, молния раздирала тучи, но и в молнии не было Духа Господня. Наконец повеял тихий, освежительный воздух, и в нем Илия почувствовал близость Господа. Он покрыл себе голову, стал перед пещерой своей, и Бог беседовал с ним. Господь утешил скорбящего пророка, объявив ему, что в Израиле более благочестивых людей, нежели он думает, ибо 7000 мужей не поклонились идолам. Вслед за тем Господь повелел Илии помазать в пророки Елисея. Как нам понимать чудное явление Духа Господня не в вихре, не в буре и пламени, но в тихом веянии освежительного воздуха? Этим явлением Господь ответил на жалобу пророка, горевшего гневом и негодованием против врагов Господних. Он показал ему, что не гневом и яростью, но любовью и кротостью обращаются к Богу сердца людей, ибо где Дух Господень, там и любовь, и радость, и мир. По повелению Господа Илия взял к себе в ученики Елисея, который возделывал тогда поле свое, и с этих пор Елисей следовал всюду за ним. Между тем царь Ахав и жена его Иезавель, не вразумленные чудными явлениями силы Божией, продолжали творить дела, неугодные Богу. В городе Изрееле, близ царского дворца, находился виноградник, который принадлежал одному бедному человеку, Навуфею. Царь пожелал иметь этот виноградник, чтобы развести на том месте сад, и предложил Навуфею продать ему виноградник или поменяться с ним на другой. Но Навуфей не согласился ни продать, ни променять наследство, полученное им от отца. Это так огорчило Ахава, что возвратясь домой, он не захотел даже принимать пищи. «О чем ты так грустишь?» – спросила у него Иезавель. Царь рассказал ей о случившемся. «Ты ли царь израилев? – сказала Иезавель, – будь покоен, я достану тебе виноградник Навуфея». Вслед за тем злая Иезавель написала к городским начальникам письмо и приказала им найти лжесвидетелей, которые бы обвинили Навуфея в преступлении, и потом казнить его. Это письмо она запечатала царской печатью. Повеление ее было исполнено. Лжесвидетели обвинили Навуфея, несчастного вывели за город и побили камнями. Иезавель, узнав о смерти его, сказала Ахаву: «Теперь поди, возьми даром виноградник, который Навуфей не хотел продать тебе». И Ахав овладел виноградником. Но Господь призвал Илию и велел ему идти к Ахаву и сказать ему: «Ты убил Навуфея и неправдой завладел виноградником его. На том месте, где был убит Навуфей, псы будут лизать и твою кровь». Илия передал царю эти слова. Царь смирился и покаялся перед Богом, и со слезами молил Его о прощении. Господь дал ему три года жизни. Через три года он был смертельно ранен в сражении. Колесница, в которой везли его с поля битвы, наполнилась кровью, исходящей из ран его, и псы лизали эту кровь на том самом месте, где был убит Навуфей. Нечестивую Иезавель постигла тоже казнь: она была растерзана псами. Но и такие ужасные доказательства гнева Господнего не отвлекли Израиля от идолопоклонства. Наследник Ахава, Охозия, занемог и послал вопросить идола о выздоровлении своем, Илия встретил посланных и сказал им: «Разве нет Бога во Израиле, что вы идете вопрошать идола? Вот что говорит Господь: "Царь умрет от болезни"». Эти слова, переданные царю, рассердили его, и он послал пятьдесят человек, под предводительством начальника, чтобы схватить святого пророка, но по молитве Илии огонь с неба погубил посланных. Царь послал других пятьдесят человек, и они погибли таким же образом. В третий раз послал царь за Илией, начальник посланных, видя пророка, пал перед ним на колени, говоря: «Человек Божий, пощади души этих пятидесяти человек!» В то же время Ангел Божий сказал Илие: «Иди с ними и не бойся». И Илия пошел к царю Охозии и повторил ему пророчество свое, которое и исполнилось. Илия достиг старости, и приблизилось время отшествия его к Господу. Об этом было откровение не только ему, но и ученику его Елисею и сынам пророческим (ученикам пророков), жившим в городах Бефиле и Иерихоне. Они говорили Елисею: «Знаешь ли, что Господь скоро возьмет от тебя учителя твоего?» – «Знаю», – отвечал им Елисей и продолжал следовать за Илией. В Иерихоне опять сыны пророческие говорили ему: «Знаешь ли, что нынче Господь возьмет от тебя учителя твоего?» – «Знаю», – отвечал Елисей. Илия желал оставить ученика своего в Иерихоне, но Елисей не соглашался отстать от него, и оба пришли к берегу Иордана. Илия снял с себя верхнюю одежду и ударил ею по воде. Вода расступилась, и он с учеником своим прошел Иордан посуху. Тут сказал он Елисею: «Проси у меня чего хочешь, пока я еще не взят от тебя». Елисей просил не благ земных, но духа Господнего, и Господь исполнил прошение его. Илия и Елисей продолжали путь свой. Вдруг огненная колесница с огненными конями показалась между ними, и в этой колеснице Илия был взят вихрем на небо на глазах изумленного ученика его, на которого спала мантия святого пророка. Народ израильский хранил глубокое благоговение к памяти Илии, считая его величайшим из пророков и как бы представителем всех пророков своих. Воста Илиа пророк яко огнь, и слово его яко свеща горяше, – говорит Сирах (Сир. XLVIII, 1). Когда Ангел возвестил Захарии о рождении сына, то он сказал, что Иоанн Предтеча предыдет пред Господом в духе и силе Илии, когда же Иоанн начал с силой проповедовать в пустыне Иорданской о скором пришествии Мессии, то иудеи спрашивали у него: не Илия ли он, ибо ожидали, что перед явлением Мессии Илия вторично придет на землю. Сам Господь уподоблял Илие Иоанна Предтечу, светильника горящего и светящего. Он однажды говорил ученикам, что Илия уже пришел, но не узнали его и поступили с ним, как хотели, и ученики, прибавляет святой евангелист, поняли, что Он говорил им о Иоанне Крестителе (Мф. XVII, 12-13). Во время преображения Господа Илия и Моисей явились на горе Фаворе и беседовали с Господом о страданиях Его. Эти два величайшие представителя Ветхого Завета тем засвидетельствовали перед учениками, что Он есть действительно Тот, о Котором предвещали Моисей и пророки.
Текст
Икона
Об этом угоднике сказано:
«Помолимся, и небо и дождь и даде». Ему
молятся также о помощи во время голода, в
тяжких жизненных и материальных
обстоятельствах. Молитва О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержителе, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениях выну пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими: да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к божественней православней вере, к уставам святыя Церкве и к запове-дем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землятрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей: да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь. Краткое пояснение перед молитвой и молитва из книги |