Память ему
совершается 3 ноября
Святитель Иларион был духовным отцом князя Ярослава Мудрого, будучи священником княжеского села Берестова под Киевом. Нестор летописец рассказывает, что он был «муж благ и книжен и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу, ископав пещеру малую двухсаженную, пел здесь часы и молился в уединении Богу». Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святитель Иларион стал первым русским митрополитом, поставленным Собором русских епископов, так как, когда скончался греческий митрополит Фиолект, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов было решено поставить митрополита в Киеве, и был избран Иларион, славившийся среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до этого он произнес в Десятинной церкви в похвалу св. кн. Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати». Под «законом» прежде всего понимается ветхозаветный закон, иудаизм. Тема эта была актуальна в то время для Киевской Руси: св. Владимир стоял перед выбором религии, а св. Феодосии Печерский ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа распятого. Известно также, что евреи пытались обратить в иудаизм святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря. Богословскими символами
Ветхого и Нового Завета послужили
святителю заимствованные у Ап. Павла
образы двух жен Авраама –
свободной Сарры и рабыни Агари. Христиане
–
сыны благодати –
стали наследниками Богу. «Как меркнет
свет Луны при воссиявшем Солнце, так и
закон при явлении благодати». Царство
природы, царство благодати и будущее
Царство Славы воспринимаются в духовном
опыте Церкви в неразрывной
преемственности: закон лишь слуга и
предтеча благодати и истины, они же
предшествуют жизни истинной будущего
века. Житие из книги
|