Святитель Иларион,
митрополит Киевский

 

Память ему 21 октября / 3 ноября

 

 

 

Святитель Иларион был духовным отцом князя Ярослава Мудрого, будучи священником княжеского села Берестова под Киевом. Нестор летописец рассказывает, что он был «муж благ и книжен и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу, ископав пещеру малую двухсаженную, пел здесь часы и молился в уединении Богу».

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святитель Иларион стал первым русским митрополитом, поставленным Собором русских епископов, так как, когда скончался греческий митрополит Фиолект, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов было решено поставить митрополита в Киеве, и был избран Иларион, славившийся среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием.

Незадолго до этого он произнес в Десятинной церкви в похвалу св. кн. Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати». Под «законом» прежде всего понимается ветхозаветный закон, иудаизм. Тема эта была актуальна в то время для Киевской Руси: св. Владимир стоял перед выбором религии, а св. Феодосии Печерский ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа распятого. Известно также, что евреи пытались обратить в иудаизм святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря.

Богословскими символами Ветхого и Нового Завета послужили святителю заимствованные у Ап. Павла образы двух жен Авраама свободной Сарры и рабыни Агари. Христиане сыны благодати стали наследниками Богу. «Как меркнет свет Луны при воссиявшем Солнце, так и закон при явлении благодати». Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви в неразрывной преемственности: закон лишь слуга и предтеча благодати и истины, они же предшествуют жизни истинной будущего века. С радостью говорит святитель о том, что «Христова благодать всю землю исполнила», и прежде всего молодые жизнестойкие народы, и «уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем, уже не заколаем друга бесам в жертву, но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу». Св. кн. Владимир впервые прославляется за этот подвиг просвящения Руси как равноапостольный. Из произведений святителя Илариона известны также архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви, и «Молитва святого Илариона». Святитель Иларион пробыл митрополитом лишь два года, в 1053 г. он мирно преставился и был погребен в Киевских пещерах.



 

Текст из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках
(согласно Церковному преданию)
».
Составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.