|
|
Святитель
Григорий, епископ Нисский
Память ему совершается 23 января
(10 января старого стиля)
Святитель Григорий
был младшим братом св. Василия Великого,
которого он позднее сравнивал с
апостолами и пророками и который вместе с
его старшей сестрой св. Макриной оказал
на него огромное влияние. Григорий
получил прекрасное эллинское
образование и одно время даже так увлекся
языческой литературой, что, уже
зачисленный в клир, сделался учителем
красноречия. Укоры брата и св. Григория
Богослова, а также собственные
размышления поставили все на свое место;
соблазн внешней премудрости у Григория
прошел, и впоследствии он резко отзывался
о ее бессилии: она «все время томится
муками рождения и никогда не разрешится
живым младенцем». Но любовь к философии
осталась у него навсегда, хотя он и
понимал ее лишь как средство для более
глубокого проникновения в подлинный
смысл Божественного Откровения.
Под влиянием брата
Григорий вернулся к церковному служению.
В 372 г. он был рукоположен св. Василием во
епископа маленького городка Ниссы в
Каппадокии. Это были времена борьбы с
арианской ересью, и Григорий в 376 г. был
ложно обвинен арианами в неправильном
употреблении церковного имущества, лишен
кафедры и сослан. Собор арианствующих
епископов заочно низложил его, но он не
уставал в письмах укреплять свою паству в
Православии и после смерти имп. Валента
был возвращен на свою кафедру и радостно
принят.
На богословское
поприще св. Григорий вступил после смерти
брата (379 г.). Он тяжело переживал потерю
своего наставника и чувствовал
необходимость продолжать начатое им дело:
он написал ему надгробное слово, закончил
комментарий св. Василия на шесть дней
творения, т. н. «Шестоднев». В дальнейшем
темь; сотворения мира, устроения человека,
путей Богопознания сделались ведущими в
богословском творчестве св. Григория.
Тогда же святитель участвовал в
Антиохийском Соборе против еретиков, не
чтивших непорочное девство Божией Матери,
и других, поклонявшихся Богоматери как
Божеству.
Св. Григорий был
женат, но именно ему принадлежит
знаменитый трактат о девстве, равно как и
замечательное толкование на «Песнь
Песней Соломоновых». Святитель был
призван достойным наследником своего
великого брата. Антиохийский Собор 146
отцов в 379 г. дал ему поручение обозреть
церкви в Аравии и Палестине. На обратном
пути святитель посетил Иерусалим, но,
поклонившись Святым местам, вместе с тем
признал важность более внутренней, чем
внешней, святыни: «Поистине в сердце того,
кто имеет Бога, находится и Вифлеем,
Голгофа, гора Елеонская, Воскресение», «важнее
из тела путешествовать ко Господу, нежели
из Каппадокии в Палестину».
В 381 г. св. Григорий
был одним из главных деятелей II
Вселенского Собора, созванного в
Константинополе против ереси Македония,
искажавшего учение о Св. Духе; по его
инициативе был дополнен Никейский Символ
веры. Тогда же вместе с другими
епископами св. Григорий утвердил в сане
Константинопольского архипастыря св.
Григория Богослова.
Слава св. Григория
все возрастала. В 383 г. святитель был
участником Поместного Собора в
Константинополе и произнес на нем слово о
Божестве Сына и Св. Духа, а в 386 г. ему было
поручено произнести надгробное слово
царице Плакилле.
Дожив до глубокой
старости, св. Григорий мирно почил,
оставив богатейшее богословское
наследие. Ему принадлежит одно из самых
систематически разработанных в
Православии учений о мире и человеке.
Из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.
|
|
|