Как Церковь смотрит на незаконнорождённых? Св. Иоанн Златоуст говорит, что происхождение от законных или незаконных родителей в Церкви православной не имеет никакого значения, так как каждая личность оценивается здесь по её нравственному достоинству. Что такое «прелесть»? Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, – вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях – опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею – и это прелесть. Св. отцы различают два рода духовной прелести в их крайнем развитии. Первый вид – это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, матерь Божию, ангелов, духов и считает себя достойным таких видений. Второй род прелести – это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги (духовные, молитвенные – Ред.), что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, т. е. на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих. Можно ли телесно наказывать при других? Телесное наказание не должно производиться при других, это непременное правило. Всё ли дозволено в церковном браке? Брак Церковью благословляется, но мучаются в аду и брачившиеся (здесь подразумевается – венчавшиеся. – Ред.), если они жили похотно. (Архимандрит Мефодий Пешношский). Всё ли прощать должно жене? Когда Христос беседовал о браке и о жене,.. убеждал прощать всякое преступление, кроме одного – прелюбодеяния. Как победить в себе блудную страсть? Вот средства: Также св. Афанасий Великий писал: «Не раздевайся до наготы: пусть одежда покрывает плоть твою день и ночь, даже сам не рассматривай своей наготы телесной. Будучи здоров, не ходи в баню без всякой нужды. Не намащивай тела своего мастию и одежд твоих ароматами». Является ли грехом использование противозачаточных средств и насколько серьёзен этот грех? В Библии читаем, что это грех, ибо цель брака – размножение и воспитание детей. Как можно точно узнать, когда разрешается супружеское общение, а когда нет? Не разрешается супружеское общение тогда же, когда не разрешается венчание: под среды, под пятницы, под воскресенья и под церковные праздники. Как известно, в Европе широко распространён праздник святого Валентина – покровителя любви. Можем ли мы – православные христиане – праздновать этот праздник? Это праздник Католической Церкви. Перенос его на православную почву бессмыслен и даже вреден. Это особенно видно из публикаций в газете «Московский комсомолец» от 14.02.93 г., где этот «праздник» использовали, как повод для пропаганды разврата. В последние годы в России ширится почитание покровителей семейного благополучия святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей праведной жизнью показали пример чистой беззаветной супружеской любви и преданности. Русская Православная Церковь празднует их память ежегодно 8 июля по новому стилю. (В 2008 году День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских стал официальным праздником России и получил название – День семьи, любви и верности. Символ праздника – ромашка. – А. Востриков). Как смотреть на празднование праздников? Господь говорит в Библии: «Праздников ваших ненавидит душа Моя», т. е. когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще, на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то, что собрано во дни труда. Нужно ли служить панихиды по младенцу? По ребёнку, умершему до семилетнего возраста не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии. Панихиды служатся о прощении грехов, детям же до 7-летнего возраста даже не положено исповеди и во время младенческого погребения поётся, не о прощении грехов, но «об упокоении младенца». Какую силу имеют земные поклоны? Не забывайте никогда класть земные поклоны, а если занеможете, то хотя трижды поклонитесь. Сими ночными поклонами и молитвою человек побеждает диавола и что согрешает днём – ими избавляется. Что ради нужды разрешается? Святитель Тихон Задонский говорит, что если бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мёртвого коня покушать, то он бы не согрешил. По нужде Церковь разрешает мирянам крестить (ради смертной опасности), посвящать в священники, лишь бы были благочестивы, причащать рвотных больных маленькой частицей-крупинкой, священникам совершать литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него (на мученической иконе, разумеется, нужда-гонение), отпеть заочно по нужде, разрешение поста беременным женщинам, кормящим грудью и находящимся на тяжёлых работах, общая исповедь, немощным, больным и старым заменять обет, данный Богу, через духовника другим обетом и т. д. Можно ли православному человеку поигрывать от скуки в карты (без азарта)? Можно ли ходить на футбол или посещать другие массовые зрелища? Святитель Иоанн Златоуст много говорил и писал против зрелищ, и даже грозил посещающим их отлучением. Верующему скучать некогда – у него много дел для спасения: молитва, чтение Слова Божия, храм Божий, полезный труд, Богомыслие. А за проведение праздно времени человек даст ответ Богу. Можно ли гадать (на судьбу)? Церковь категорически запрещает это делать, потому что через это человек вступает в контакт с тёмными силами. В Евангелии сказано, что счастье человека зависит от святости жизни. Если бы было Богу угодно, Он бы всем нам открыл будущее наше, однако в Евангелии сказано, чтоб мы бодрствовали и молились, так как неизвестно, в какой час настанет для нас время суда. Что посоветуете читать против уныния и отчаяния? Может быть, книги о страдании Спасителя? Против уныния и отчаяния в милосердии Божием старец Арсений Афонский советует чтение акафиста Иисусу Сладчайшему. Чтение же книг о страданиях Спасителя всего необходимее в Великий пост и в часы скорби. Можно ли лечить людей? Например: снять сильные головные боли, заживить рану, улучшить зрение, постараться ликвидировать сильный стресс. И всё это сделать либо прикосновением, либо словами, либо мыслью. Я много раз пыталась не делать этого, но не могу. Каждый раз, когда я зарекаюсь не делать этого, ко мне приходят люди и просят о помощи, и я не могу им отказать. Я опять стараюсь помочь им, чем могу. Как быть, когда религия против экстрасенсов всех вместе взятых? А я и Бога люблю, и человека не могу оставить без помощи. Как быть? Отправить человека в церковь замаливать свои грехи? Но ведь они многие не умеют абсолютно молиться. Их надо учить. Для этого нужно время и немалое. А как быть, когда промедление опасно для жизни? Пока что я со своей стороны стараюсь возрасти и укрепиться духовно с помощью религиозных книг, опыта работы над собой святых старцев, стараюсь бороться со своими страстями, недостатками, стараюсь очиститься и идти по светлому пути. Очень прошу Вас ответить мне на этот вопрос. Полный ответ на Ваш вопрос Вы можете найти в следующих книгах: иеромонах Серафим Роуз: «Православие и религия будущего» и в книге свят. Родиона «Люди и демоны». Мы Вам должны сказать, что Святые тоже исцеляли, но делали они это только по особому повелению Бога. Если Вы прочтёте житие нашего великого подвижника преподобного Серафима Саровского, то увидите, что истинный божественный дар прозрения и исцелений он получил за 8 лет до своей смерти; до этого у него было: с юных лет монашеское послушание, затем 15 лет затвора, 1000 дней и ночей моления на камне и достиг величайшего смирения; Сама Матерь Божия повелела ему служить этими дарами людям. Из истории святости известны случаи, когда монахи, или просто послушники, впадали в страшное состояние прелести. Не получив настоящей духовности, они тоже пытались лечить, но диавол использовал эти способности для гибели не только их душ, но и тех, кто им доверился. Святой Иоанн Златоуст писал, что лучше умереть, чем целиться у таких целителей. Вы даже можете и не заметить, как вторгаясь своим лечением, можете испортить хрупкий духовный мир этого человека. И вот даже сейчас Вы не замечаете, что свою любовь Вы ставите выше любви Божией. Когда Богу угодно, любое лекарство помогает. Причина многих наших болезней – это грех. Бог по Своей любви зовёт каждого человека и, может быть, болезнь – это Его последнее средство разбудить душу, потому что, по словам Святого Евангелия, что пользы человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит, а такое лечение, которое Вы проповедуете по своей духовной неопытности, может очень сильно повредить. Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповедях не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж, хоть и крещёный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет мне сходить, я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, всё равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется бывать в церкви почаще. Заповедь Божия говорит нам, чтобы мы «шесть дней делали дела свои, а седьмой посвятили бы Господу Богу Своему». Если возможно с Вашей стороны, то ходить в церковь нужно как можно чаще. Один из Отцов Церкви говорил: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Если возникают по поводу хождения в церковь скандалы, нужно их избегать, но оставаясь вынужденно дома, необходимо постараться найти способы, чтобы быть в этот день как можно ближе к Богу. Побольше помолиться, почитать Священное Писание. Просто поразмышлять о Господе. Бабушки говорят, что в божественные праздники нельзя ничего делать в доме, особенно стирать на маленьких детей, мыть пол и т. д. Так ли это? Существует правило (вообще-то, это не «правило», а одна из ветхозаветных заповедей – А. Востриков): шесть дней делай дела твои – седьмой – Господу Богу Твоему. Это относилось и относится как у древних, так и современных евреев к субботнему дню. В Израиле и в настоящее время правоверный еврей не может сделать более 200 шагов. В дни «шаббат» останавливается весь общественный транспорт. Но мы из Евангелия знаем, что «не человек для субботы, но суббота для человека». В православной практике существует также правило, что в воскресные и праздничные дни христианин, если это возможно, должен обязательно посещать богослужение, дома в эти дни полагается читать Священные книги и больше времени уделять молитвам. По возможности все дела, которые можно отложить на другой день, – откладываются. Но есть у нас всегда необходимые дела, которые не терпят отлагательств. Уход за детьми, приготовление пищи, уход за больными и, вообще, что идёт на благо наших близких – дела любви – откладывать нельзя. После 15 часов в день праздника можно и постирать для ребёнка, и другие дела сделать по уходу, но, даже занимаясь неотложными делами, нужно стараться совершать их с молитвой, помня о святости Праздников. Изменил ли Иисус Христос Закон, данный Богом Моисею? Вообще-то, на этот вопрос я нахожу ответ в Библии в святом благовествовании от Матфея: гл. 15, 17 стих.: «Не думайте, что Я пришёл нарушить Закон или пророков. Не нарушить пришёл Я, но исполнить». Почему же в церквях почитают воскресение – первый день недели, а не субботу – седьмой день, как заповедал нам Бог?! Внимательно читая Евангелие, Вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали постоянное отрицательное отношение к ним Иисуса Христа. Посмотрите, как Он обличал фарисеев и законников за их внешнее почитание обрядов и законов Моисея. Когда Он говорил, что пришёл исполнить Закон, Спаситель тут же пояснял, каким образом нужно исполнять эти законы. «Вы слышали, что сказано древним», – говорил Он, – «не прелюбодействуй. Я же говорю вам, что всякий, кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своём» и т. д. Кроме того, в Деяниях св. Апостолов мы знаем, как св. апостолу Петру было видение пищи, которую по Моисееву Закону было запрещено принимать, как нечистую. Однако св. Апостолу было сказано, что Бог очистил, того не почитай нечистым (см. 10 гл. Деяний Апостолов). Можно привести ещё много мест из Священного Писания, Нового Завета, где сказано, что многие положения Ветхого Завета не обязательны для христиан. Из Церковной Истории мы знаем, что уже в I веке христиане собирались для молитвы не в день субботний, а в день недельный, т. е. в день Воскресения Христа из мёртвых, потому что это событие стало центральным для всякого верующего во Христе: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, тщетно и исповедание наше» – писал св. апостол Павел к христианам Коринфа (1 Кор. 15, 14). Поэтому суббота и была заменена воскресеньем. Как правильно и достойно поступить, когда священник из-за большого количества людей не исповедует каждого, а всех вместе, и так каждую литургию – достойно ли причастие? Причащаться после общей исповеди могут те, кто не имеют смертных грехов, т. е. грехов аборта, прелюбодеяния, блуда, всякого рода половых извращений, воровства, пьянства, чародейства (в том числе, занятия спиритизмом, экстрасенсорикой, астрологией, йогой и, вообще, оккультизмом. Для людей, имеющих смертные грехи, необходима частная исповедь. После Богослужения необходимо обратиться к священнику и сказать ему о том, что Вам необходима частная исповедь, т. к. у Вас есть проблемы. Если священник откажет, этот грех будет на его совести. А Вам всё равно следует обратиться лучше всего в ближайший монастырь, где у священника всегда больше времени для того, чтобы Вас выслушать. Но, даже если и нет смертных грехов, хотя бы раз в году старайтесь найти возможность исповедоваться индивидуально. Убитый человек проходит мытарства. Где ему суждено быть, в
раю или аду? Сразу же оговоримся, что по учению отцов Церкви, мытарства проходят все умершие независимо от того, какая смерть – мученическая, по старости, случайная или любая другая предшествовала переходу к жизни иной. Мытарства – это место, где обличаются (истязаются) грехи преставившегося человека. Сущность учения о мытарствах хорошо раскрыта в Слове святого Кирилла, архиепископа Александрийского: «При разлучении души нашей с телом, предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнётся, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих, но, и будучи принята святыми Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в Царствие (Небесное – Ред.), будут останавливать и удерживать её стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах. Первое мытарство – грехов, совершаемых посредством уст и языка; второе мытарство – грехов зрения; третье мытарство – грехов слуха; четвёртое мытарство – обоняния; пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учинённых посредством рук. К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость... Кратко сказать, – каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей. При этом будут присутствовать и Божественные силы, и сонм нечистых духов: и как первые будут представлять добродетели души, так последние – обличать её грехи, учинённые словом или делом, мыслью или намерением. Между тем, душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам или, будучи осуждена, заключится в оковы, или, будучи оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то её восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечёт к Царствию, сопровождаемая святыми силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит страшный голос: «Да возмётся нечестивый, да не видит славы Господни», тогда оставят её Ангелы Божии и возьмут страшные демоны; и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и тёмную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские...». Все двадцать мытарств описаны в рассказе преподобной Феодоры, которая жила в Константинополе в первой половине Х века. Рассказ этот есть в книгах архимандрита Лазаря «Грех и покаяние последних времён» и архимандрита Пантелеимона «Тайны загробного мира». Дар видения Горнего мира и дел его Господь даёт только праведникам. Одним из таких праведников при жизни был старец схиигумен отец Кукша (Величко), преставившийся в 1964 году и недавно причисленный к лику святых. Вот что пишет его духовная дочь в «Жизнеописании»: «...Следом за нами в келлию пришёл о. Кукша, стал нас угощать: налил по маленькому стаканчику кагора и, подавая мне, торжественно сказал: «На, выпей за твоего отца!». Я воскликнула: «Батюшка, ведь я во сне видела!», но о. Кукша перебил меня: «Молчи, молчи! Выпей за твоего батьку!». (...) «Батюшка, так Вы восемь лет молились за него?». «Да, много труда пришлось приложить, зато он теперь в хорошем месте! Не скорби!». Только человек, подобный отцу Кукше, наверное и сможет ответить на ваш вопрос. В подготовке использованы: собственные статьи,
|