От чего зависит преуспевание христианской жизни? Все преуспевание наше в жизни христианской зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божией воле. Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем преуспевание нашей христианской жизни сделается обильнейшим и многоплоднейшим. Всем известно, что всё совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колос. 3, I 4). В чём заключается исполнение закона Божия? Исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему по человечеству: так и должны мы всегда поступать во всех отношениях наших к Богу и ко всем людям; в этом и состоит «сообразование воли человеческой с волею Божественною»: чего хочет Бог, того и я хочу; чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви! Это мнение блаженного Иеронима и других мудрых мужей. Все ли события происходят по воле Божией или играет роль случай (Фортуна)? Ничего отнюдь (кроме одних грехов) в мире не происходит без воли Божией. Случай (фортуна) благоприятный или печальный есть сонное мечтание язычников. Мудрость христианская отвергает такое божество, как фортуна, совершенно: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство зависят от Господа. Это явствует и изъясняется до очевидности (подобно аксиоме) из Священного Писания. Всё в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией. Богословы объясняют это таким способом. Начало зла (в собственном значении) есть грех. В каждом грехе заключаются: причина, его производящая, и неизбежные её последствия, исправление вообще угрозою, наказанием и, наконец, казнью. Что является причиной греха? Причина греха есть лживость или своеволие горделивого грешника: наказания же вообще (как исправительные, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения оного. Итак: если мы из понятия греха отбросим его причину (лживость, своеволие), то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией или было бы Ему неугодно. По чьей воле происходят стихийные бедствия? Как горести греховные (частного человека), так и мирские, обыкновенно называемые естественными, бедствия, как-то: голодовки, засухи, моровые поветрия и тому подобные, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху частного лица, происходят по воле Божией ради достижения праведных целей Промысла Божия. Что называется промыслом Божиим? Грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы. А потому эта ещё попускающая (грех) воля Божия называется домостроительством или Промыслом Божиим. Для чего Бог попускает нам беды и как мы должны к ним относиться? Всякое зло, беда или несчастье есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; но не Бог есть причина нашей вины, то есть греха нашего, неизбежно влекущего за собою наказание по правде Божией. Отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Ему или Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею, не приписывая ничего в мире (во вселенной) слепому случаю подобно древним язычникам. Они, омраченные тьмою многобожия, приписывали человеческое благополучие или особенным божествам, или слепому случаю, или, наконец, небрежности и злому человеческому умыслу, как первоначальной причине своего счастья или несчастья. Эти чудовищные представления древних весьма христианам неприличны и должны быть ими отвергаемы. По чьей воле люди обижают, оскорбляют и клевещут на нас? Возлюбленный! Бог направил руку на ударение тебя; Бог подвинул язык обидящего или клеветника на поругание или оклеветание тебя. Сам Бог устами пророка Исаии подтверждает это, говоря: «Я Господь, и нет инаго; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня... Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это» (Исаии 45, 5, 7). Так Бог исправляет добрых людей через злых. Если все происходит по воле Божией, не значит ли, что не надо ей противиться, например, употреблять лекарства во время болезни, отражать удары врага и т. д.? Разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией, дело ясное. Но отсюда не следует ещё, что не должно ни вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией. Объясним это на примере болезни: по какой бы непосредственной причине ни началась она, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни, и когда уже он, после употребления многих врачующих средств, не получил выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь. Так смиренно рассуждай каждый болезненный брат, что Богу угодно продержать тебя ещё в болезни; но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя получить облегчение и отраду. Безгрешность врачевания доказывается и тем ещё, что если Богу неугодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебной его силы. Таким же образом должно рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно допускал неприятелям покорять израильский народ своему гнету, с тем чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своём; и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божией, сопротивлялись своим врагам, но они иначе поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божию покориться Навуходоносору – царю. Равным образом начавшийся пожар, если он при всём старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, то явно, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжён, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божиих и в наказание врагов. Подобным образом рассуждать должно о воле благоволения Божия и во всех других приключениях с нами. Что значит «правии сердцем»? Что значит «правии сердцем» или короче – «правое сердце»? На этот вопрос Августин отвечает: «правии сердцем суть несопротивляющиеся Богу». Тот ещё есть правый сердцем или в сердце своём, кто в счастии и в несчастии своём благодарит Бога, говоря словами праведного Иова: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21). Имеет ли дьявол власть делать зло людям? Заметьте, любезные братья, чтобы вы никогда не говорили: это мне диавол сделал (это несчастье нанёс коварный враг), но всё, что делается с тобою, и доброе, и злое, приписывай Богу своему, зная, что диавол не может ничего тебе сделать, если Вышний Бог, имеющий власть жизни и смерти, не попустит ему чего-либо учинить тебе для твоей казни или исправления твоего. Какие наказания и в каких случаях Бог попускает людям? Казни попускает Бог для нечестивых (безбожников, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину и т. п.), исправление же попускает для погрешивших в чем-либо сыновей: «бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6), и ты не надейся остаться без наказания. Почему воля Божественная то или иное попускает? Для лучшего уразумения сторон попущения Божия необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид или бесчестия, как-то: приведение в нищенство (оскудение), заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть – всё это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, – это наши грехи (преступления Божиих заповедей). Первого рода зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов и (дщерей). О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что совершения их желает Бог, но попускает только. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенства и непогрешимости Божия мироправления или Его Промысла. Богу совершенно известно всё будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого – правое для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечёт грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним (к обществу). Чего добивается Бог от попущения зла? Чрез допущение противозаконных деяний и приключений горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих; по Божию промыслу, направляющему всё к наилучшему концу, злохитрые замыслы для вреда обольщаемого ими часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели. Через такое допущение злых деяний Бог производит бесчисленное множество добра. Как сказал блаженный Августин: «Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла». Нужно ли терпеть незаслуженные оскорбления от начальства или надо противостоять им? Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог тебя оскорбить без Божия попущения. Скажешь: противник мой нанёс мне величайшую обиду. Скажи: какую? ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению. Запечатлей твёрдо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. Прекрасно сказал блаженный Августин: «Не бойся врага, он настолько силён повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то всё – справедливо». Бог попускает убийство невинного человека. Справедливо ли это и как относиться к обижающим нас? Если кто убил невинного человека, – справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но сокрытой до времени от нас. Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя; но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые Угодники Божии: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесённые им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысел Божий и всего доброго ожидали от Бога. Не снимается ли вина с человека, согрешающего перед ближним, если Сам Бог попускает наказать последнего? Грех, учинённый против ближнего чрез Божие попущение, чрез сие не заслуживает ни малейшего смягчения вины грешника, потому только, что его противозаконное деяние дало Богу повод произвести от зла большее добро; ибо к произведению последнего подан только повод согрешившим, намерение же у согрешившего было злое и осталось злым. Как из непостижимых судов Божиих мы можем узнать Его святую волю? В течение всей жизни мы должны часто повторять изречение царственного пророка: «Правда Твоя, как горы Божии, судьбы Твои – великая бездна» (Пс. 35, 7), бездна весьма великая; бесконечно великая! На эту бездну некогда как бы перстом указывали два библейские почётные служители Египетского царя Фараона: виночерпий и хлебодар. Оба одного царя служители, оба впали в немилость царя, оба отданы под арест и посажены в тюрьму за тяжкую вину, на обоих положил царь свой гнев; и об обоих вспомнил он во время придворного пиршества, обоих мог бы он помиловать, если бы то угодно было правде Божией, или же обоих осудил бы на смертную казнь при равной их вине; однако ж одного осудил на бесчестную казнь, а другому возвратил свою милость и поставил его на прежнее место служения: хлебодара велел повесить, отдав в пищу хищным воронам, а виночерпию велел быть в прежней его должности – предстоять царскому столу. Таковы судьбы Божии. Почему же неодинаковый конец получили? – Один понял карающую руку Божию, вздохнул пред Богом и исправил своё поведение; другой не повиновался возвещённой ему воле Божией, остался в своём греховном упорстве и погиб. В 1597 году в Сицилии жил на месте, носившем название «Царская гора», упорный, непослушный человек и вел жизнь распутную; знакомый ему благочестивый монах много раз увещевал его, чтобы он исправился и отстал от мерзкой богопротивной жизни, разврата с непотребными женщинами, – но он пребывал в своём ожесточении (а быть может, и в вольнодумстве и безверии) и оставался неисправимым. Прошло немного дней после увещания его в последний раз, погиб он в объятиях непотребной женщины на её постели, бывши проколот нечаянно штыком. Там же другой, подобный первому, беззаконник, много лет проживший в непотребстве с бесчестною женщиною, услышав о погибели своего друга, оставил беззаконное сожитие, сделавшись целомудренным чрез наказание и погибель первого беззаконника, и остальные шестьдесят лет своей жизни пребывал в сердечном раскаянии о своих грехах. Что сказать обо всём этом, кроме справедливого изречения: Суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая! Извлечения из творений Иоанна (Максимовича),
|