Телевизионная антропофагия

«Антропофагия» (греч.) – человекопожирательство.


За последнее время духовно-нравственное состояние человечества резко изменилось к худшему. Кто и что влияет на это изменение? Во всем мире сего дня царит демократия, основанная на принципах так называемых «свободы, равенства и братства», а человеческий прогресс движется благодаря «свободному уму и науке». Однако, вместо декларируемых свобод, основанием современного человечества стали рабство, бесправие и ненависть. Весь мир в своем дьявольском прельщении пришел к глобальной катастрофе. Причиной такого кризиса является оскудение в человечестве веры в Бога, хотя причину эту в гордыне своей современный человек не понимает и не осознает. Вследствие этого, заведенная машина мирового разрушения все больше набирает свой ход. В этом гибельном состоянии находится и наш православный народ, положение которого в духовном и материальном плане еще более усугубляется тем, что, как хранителя истинной веры, выполняющего сегодня в мире миссию «удерживающего» (Фес.2:6) имеющего прийти в мир антихриста, мировые тайные организации стремятся поработить духовно и материально, а в последствии -уничтожить совсем.

Для спасения в условиях страшной современности нам необходимо знать средства духовного закабаления человека, чтобы мы смогли, с помощью Божией, противостоять им и тем самым избежать гибельных сетей. Главным орудием духовного порабощения человеческих душ в наше апокалиптическое время является телевидение. Все духовные потребности общества удовлетворяются в основном при помощи телевизора. Из телепередач люди черпают различную информацию, получают «развлечение» и увеселение. Можно сказать, что вся «духовная жизнь» большей части нашего общества протекает у телевизионного экрана. Нет, наверное, такой семьи, куда бы ни проник этот психический людоед, удовлетворяя низменные потребности людей, независимо от возраста, пола, социального положения, мировоззрения и духовного состояния. Рассмотрим такие основные факторы телевизионного воздействия на человеческую душу как внушение и гипноз.

Жизнь и устроение человека определяется его сознанием. Однако, с помощью внушения можно изменить сознание человека, и, вследствие этого, побудить его на определенные действия. По Бехтереву, «внушение есть не что иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней идеи: прививание, происходящее без участия воли и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного даже с его стороны сознания». То есть, иными словами, в результате внушения, в человека беспрепятственно входят идеи и принципы, по которым человек начинает действовать. Полное внушение достигается при помощи гипноза.

Слово «гипноз» греческого происхождения, и означает «сон». Во время гипноза у человека тормозятся до полного отключения участки мозга, которые в процессе работы препятствуют бесконтрольному поступлению информации в подсознание. Итак, по достижении гипнотического состояния, сознание, как контролер, не работает. Это обеспечивает полноту внушения. Разумеется, гипноз, как возможное средство насилия воли и сознания человека, запрещается Православной Церковью. Вот что говорили о гипнозе отечественные подвижники благочестия, Оптинские старцы: Схиархимандрит Варсонофий: «Гипноз – злая, нехристианская сила». Иеромонах Нектарий: «Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются. И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу». Протоиерей Григорий Дьяченко: «В древности, в средние века, в прошлом столетии гипнотизмом пользовались маги и колдуны». Иеромонах Серафим (Роуз) обличил гипноз, «исцеления», совершаемые при его посредстве. В изданной Свято-Троицким Собором Александро-Невской Лавры книге «Покаяние» гипноз называется видом «колдовства и чародейства», приравнивается к черной магии, а обращение к гипнологам строжайше запрещается православным христианам.

Человек, смотрящий телевизор, также подвергается гипнотическому воздействию. Как это происходит? Усталый человек после работы пришел домой. Поужинав, он решил немного отдохнуть и посмотреть телевизор. Расположившись в мягком кресле, устало следит за происходящим на экране. Тело, утомленное и измотанное, начинает расслабляться. Расслабление – первое требование для наступления гипнотического состояния. Тишина, темнота, убыстряют погружение в гипнотический сон, являются желанными спутниками отдыха после шумной, беспорядочной и мрачной улицы. Цветной, светящийся и неподвижный экран, к которому приковано внимание человека – психологически располагающее условие наступления гипнотического сна. Слух человека от телевизора воспринимает звуковые сигналы, которые не дают ему уснуть, с каждым разом привлекают к телепередаче свое внимание. Это самое важное требование для возникновения гипнотического состояния.

Сознание постепенно отключается, потому что делать ничего не нужно, некуда спешить, и даже ни о чем думать не обязательно. Отдых – вот главная цель: отдохнуть, чтобы набраться сил для завтрашнего дня. Через 10-15 минут человек уже находится в гипнотическом сне. Через слух и зрение происходит внушение идей и задач дальнейшей жизнедеятельности. Этот метод гипнотического воздействия с помощью телевидения давно уже используется медициной. Например, руководитель лаборатории гипнологии и психопрофилактики В. Райков повествует следующее: «Хочу рассказать о своем телевизионном сеансе психотерапии, где я попробовал использовать все возможности телевидения: максимально подключались зрительное (живописное, слуховое (музыкальное) и словесное воздействие. То есть в мою задачу входило совместить как можно больше различных форм сенсорного («чувствующий» – лат.) влияния психотерапевта с широким спектром сенсорного восприятия телезрителей. Для этой цели применялись лучшие образцы классической музыки в хорошем исполнении, демонстрировались специальные видеосюжеты, живописно расположенные цветовые пятна. Направленно проводилось словесное внушение облегченного типа, периодически крупным планом показывались лицо, выражение глаз. Содержание словесной программы было связано с внушением хорошего самочувствия и настроения, но главный упор делался на развитие творческих способностей, на «принятие внутрь» ощущения особой гармонии в сочетании музыки и живописи.

Элементы собственно вербальной («словесный, устный» – лат.), суггестии («внушение» – лат) оставались минимальными и завуалированными. Практически не требовалось специально ни вводить, ни выводить из этого состояния. Не было нужды и заострять внимание на сеансе, как таковом. Телезритель ощущал сеанс как некий поток приятной завораживающей гармонии, которая как бы проникала внутрь, мобилизовала психическое начало и активизировала состояние творчества...

Полученные результаты оказались неожиданными. Вот анализ 126 телефонных звонков: у 70 человек наблюдалось улучшение состояния здоровья, у 32 человек повысилась работоспособность. Психотерапевтический эффект этих сеансов связан как бы с выходом на новый уровень управляемости психикой».

На этом же сообщении разберем более конкретно определенные моменты и факторы усиленного гипнотизирования человека. В зависимости от физического состояния, психика человека находится в возбужденном или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система.

В наше время человек отдает много сил работе за мизерную зарплату, переполненный городской транспорт изнуряет его, поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время, как сидя перед телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Недостаточное, некачественное питание способствует обострению чувств. Из-за нехватки денежных средств, люди стали уменьшать свой рацион питания, чтобы хоть как-то выжить в современных условиях. Таким образом, полуголодный человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

Одним из множества следствий прогресса цивилизации является загнанность людей в бетонные коробки и лишение общения как естественной потребности души. Взаимная ненависть усугубила это положение. И огромное желание общения притягивает человека к своему домашнему другу-вампиру. Человек, слушая и смотря его, «раскрывает» ему свою душу, а тот внушает ему в состоянии гипноза определенные мысли и идеи.

Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей. Анонимность человека, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами. Среди всеобщего отчаяния, зла и безумства многие ищут психологической защиты и утешения, однако, не получая помощи от людей, прибегают к телевизору. Через него находят общение и «утешение» в скорбях. Это подтверждается большой популярностью многосерийных телесериалов-мелодрам «Богатые тоже плачут», «Дикая Роза», «Санта Барбара» и т.п. Герои этих «мыльных телеопер» встречают своих обиженных и оскорбленных телезрителей, вводят в свои бесконечные любовные драмы и, утешая себя в этих «трагедиях», утешают заодно и многочисленную объятую скорбью аудиторию.

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других – политические, общественные деятели, у третьих – знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие.

В стране сегодня много алкоголиков и наркоманом. Причина ясна: алкоголь и еще больше наркотики обладают свойством расслабления, эйфории и успокоения. Большинство людей от внешней и внутренней неустроенности прибегают к этому средству «утешения». От частого употребления происходит привычка, а потом -болезненное влечение. В результате этого нервная система начинает разрушаться, а вместе с ней деградирует и личность, проявляя ярко выраженные грубость, злобность; насилие или вялость, апатию, безумный смех и полное духовное расслабление. В медицине для лечения этого заболевания широко применяют гипноз. Личность в этом состоянии наиболее поддается внушению и гипнозу со стороны телевизора.

В медицинской практике применения гипноза существует такое явление: от частых сеансов психика привыкает к нему и с каждым разом становится все более и более восприимчивой. То есть, чем чаще человек смотрит телевизор, тем больше поддается внушению. Таковы основные факторы усиления телегипноза. Они сопряжены с внутренним состоянием личности.

Теперь перейдем к анализу специальных телевизионных методов введения человека в состояние гипноза.

1.Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран, используются следующие эффекты: а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и душа человека; б) такое же замечание следует отнести и к звуковым эффектам; в) новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение; г) врач-психотерапевт В. Файвишевский отмечал, что показ крупным планом лица человека является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением (что мы и замечаем в повседневном человеческом общении), и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

2. Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время», различные фотографии с пейзажами, показываемые между передачами, неподвижный человек – комментатор, диктор или ведущий передачи.

3. В медицинской практике гипнотизирования применяют эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках, а также в теле– и кинофильмах.

4. Прерывание фильмов на самом трагическом месте побуждает телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, что делает человека заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.

5. Видео-компьютерные спецэффекты влекут к себе непросвещенного обывателя своей фантастической гармонией образов и звуков. Они мгновенно вторгаются в психику с целью внушения или изменения психических процессов.

6. В 70-х годах в советском обществе проводился следующий эксперимент: некоторой группе из 6 человек был показан телефильм. После просмотра было организовано обсуждение, на котором все участники просмотра высказали общую идею, которая не совпадала с идеей фильма. Оказалось, что между кадрами этого фильма были вмонтированы другие (о высказанной идее) кадры, столь редко, что не улавливались зрителями, но откладывались в их сознании. Это изобретение применялось монополиями на американском телевидении с целью увеличения спроса на их продукцию. Не исключено, что это воздействие над сознанием масс происходило и происходит у нас.

7. Ещё в начале этого века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. По радио играет мелодия, человек, не задумываясь слушает ее, а она, проникая в мозг, отключает определенные центры сознания. Далее следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после – снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации. После этого открытия у нас в стране проводились эксперименты с помощью радио и результаты вполне удовлетворили экспериментаторов. Телевизор в наше время заменил собой радио. И, без сомнения, открытие Бехтерева еще больше находит применение благодаря техническим возможностям. Различные музыкальные вступления передач и кинофильмов вводят человека в то или иное состояние.

8. Несомненная роль в телевизионном внушения принадлежит тщательному планированию передач. Наша душа не может постоянно быть напряженной или заторможенной, обязательно в ближайшем времени происходит изменение состояния. Так и передачи, следующие одна за другой, не могут быть одинаковыми по идее и настроению. Обязательно одна будет серьезная, а затем – легкая и веселая. Всегда, например, перед самой важной в государственном плане программой «Время» показывается детская, легкая передача «Спокойной ночи, малыши». Подобных примеров можно привести множество.

9. Телевизионная съемка и последующий искусный монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду. Как происходит с передачами об Америке: в годы застоя она была империей зла и насилия, а сейчас – это империя счастья и материального благополучия. Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. По мнению доктора психологических наук В. И. Лебедева, именно они оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближние родственники, то сейчас, по причине большой занятости, взял на себя эти функции телевизор. Он, в отличие от родителей, никогда не отстраняется от них, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни. Хотелось бы отметить, что дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.

Итак, рассмотрев некоторые факторы внутреннего душевного состояния, которые благоприятствуют внушению человека, а также специальные методы усиленного гипнотического воздействия на психику, мы делаем вывод словами психотерапевта А. М. Кашпировского, что «благодаря телевизионному воспроизведению, внушаемость с экрана многократно увеличивается».

Теперь рассмотрим процесс внушения, который характеризуется словесным воздействием на человека.

В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с человеком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое сообщение, как правило, не прерывает гипнотического состояния и воздействует на психику зрителя в соответствии с его содержанием. Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности и цели, которую утверждают внушением.

Зная силу телевизионного внушения, он также говорит и о методе внушения масс: «Создавая определенные установки, мы ориентируем общество на какие-то моральные поступки». «Телевнушение – средство манипулирования общественным сознанием – отмечает кандидат медицинских наук К. Савенко и продолжает – Оно еще и средство телеманипулирования общественным мнением». Достаточно вспомнить как отреагировала миллионная аудитория на кончину телелюбимца В. Листьева. Страна погрузилась в глубокий траур, который можно сравнить лишь со скорбью по поводу ухода из жизни престарелого генсека в недавние времена.

С помощью телевидения огромные массы населения и отдельные личности можно заставить совершать определенные действия. Но вернемся к установке. «У людей, – говорит Кашпировский, – она срабатывала безотказно. Главное – все поверили в силу воздействия телеэкрана. Поверили, и теперь этим нужно пользоваться».

Плодами использования телевнушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире. Сидящий перед экраном человек приводится, как мы уже выяснили, в гипнотическое состояние, следовательно, -пишет психолог А. Мори, – он «находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно не только напомнить ему некоторые мысли, но и навести его на те, какие имеешь сам, и насиловать таким образом его волю. Чувства в этом состоянии делаются до такой степени пассивными или впечатлительными, разум до такой степени утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль или вызвать в нем ощущение, ее порождающее, чтобы он воспринял ее, не замечая, что она пришла к нему извне; он смотрит на нее как на свою собственную, он верит во все, что говорят ему, он ощущает все, что ему напоминают». Вспомнив один из факторов усиления внушения – гипервнушаемость от частых гипнотических сеансов, а также приняв в расчет то, что люди смотрят телевизор каждый день, и, следовательно, то, что они подвергаются ежедневному телевизионному внушению, можно прийти к важному заключению, высказанному руководителем лаборатории творческого анализа В. Райковым: «С нарастанием внушаемости у пациента происходят качественный скачок в его восприимчивости. Даже обычное внушение, проведенное в это время гипнологом (а в нашем случае – телевизором), дает сильнодействующий эффект».

Итак, мы выяснили силу и методы телевизионного внушения, с помощью которого производится манипулирование как отдельным человеком, так и обществом в целом. Конечно, этими знаниями обладают вдохновляемые дьяволом мировые организации, готовящие воцарение антихриста. Но может возникнуть возражение, что есть такие личности, которые не поддаются телегипнозу. Согласен, что именно телевизионному внушению из-за различного строения и состояния душ подвергаются в основном слабосильные, слабовольные и мягкие сердцем. Это отмечал В. М. Бехтерев в своих исследованиях, однако «невольное внушение при естественном общении одного субъекта с другим происходит незаметно для лица, на которое оно действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Оно действует медленно, но достаточно верно, т.е., делая вывод из слов Бехтерева, любой человек с сильной волей, умом и психикой бессознательно подвергается внушению через ту массу людей, которая поддалась воздействию телегипноза.

В итоге мы видим, что вся масса народа слепо подвергается внушению. Сеансы психотерапии Кашпировского проводились по официальному первому телевизионному каналу с определенной целью, которую ясно выразил кандидат медицинских наук Ю. Савенко: «Вызываемый эффект-индикатор уровня иррациональности общества, а точнее сказать, мистичности общественного сознания, что отражает меру его кризиса... Категорически хотел бы подчеркнуть, что телесеансы не имеют отношения к психотерапии. Это – один из примеров массового внушения». Важной и отличительной чертой массового внушения является то, что оно проводится, по словам Кашпировского, «многопланово, многонаправленно, и универсально, способно осуществлять внутренний контроль над большими массами населения» Перефразируя Б. Райкова, мы узнаем, что по своим возможностям и задачам телевидение призвано по-новому организовать психические функции личности и ввести целое общество в состояние нового видения мира.

Различают следующие виды такого массового внушения:

1.Успокаивающее воздействие, направленное на успокоение, ослабление болезненных ощущений или смягчение эмоциональной реакции на болезнь, с целью успокоения общества телевидением умышленно скрывается статистика самоубийств, абортов, криминальных преступлений; смягчается катастрофическое состояние экономики, экологии и духовной нравственности народа.

2. Коррегируюшее воздействие, призванное выработать определенное отношение к кризисам общества и ослабить негативную значимость причин кризиса. Слепая беспорядочная масса, под влиянием этого вида внушения, движется в том направлении, которое ей даст тщательно продуманная и заранее сформулированная установка. В этой связи особенную тревогу вызывает распад некогда могущественного государства и создание на этой почве взаимной вражды между двумя православными братскими народами России и Украины. Всякая нежелательная информация, основная идея которой не совпадает с официальной информационной доктриной (идеи православия, патриотизма, разумные решения в плане государства и экономики) обязательно изглаживается, вытравливается последующим показом фильмов и передач с отвлекающим или явно противоположным содержанием.

3. Стимулирующее воздействие, имеющее целью мобилизовать компенсаторные механизмы и повышение социальной активности больного общества. Упомянуть, для примера, можно телевизионное насаждение нового для нас принципа жизни общества – демократии. Для доказательства мнимой важности их воплощения в жизнь ведется показ видеорепортажей о плодах демократии в западных странах, особенно в США. И масса, под воздействием их воплощает эту мировую, «благоприятную» идею в жизни.

Достоевский сказал о сущности демократии: «Провозгласили «свобода». Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все, что угодно в пределах закона. Когда можно делать все, что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно». Несомненную достоверность сказанного доказывает современная действительность, ибо с нашим обобранным народом, опираясь на принципы западной демократии, хозяева мира сего делают «что угодно».

Всего лишь 15 минут в неделю, т.е. 1/400 часть эфирного времени уделяется для выступления от имени Православной Церкви на Российском телевидении. После этого идет передача для детей «Марафон», которая по своей красоте, страсти и фантастическому ощущению компьютерных роликов сразу стирает из памяти телезрителя все ранее сказанное.

Нередко информационные программы передают о распространении фашизма, и сразу же добавляют, что корни его следует искать в Православии и патриотизме. Обыватель начинает отрицательно относиться к Православию, которое ничего общего с фашизмом не имеет. Все эти виды внушения проводятся со строгим учетом и контролем над психическим состоянием больного общества. Истинное знание состояния общества позволяет подвергать его планомерным и систематическим внушениям, не вызывая в нем болезненных, нежелательных уклонений от цели внушения. Важно заметить, что чем более общество или личность находится в состоянии истерии, гнева, отупения и подавленности, тем более в их сферу проникают чуждые идеи и задачи.

По душевному устроению людей можно разделить на две категории: «К первой категории, – пишет психолог И. П. Назарьев, – принадлежат люди, которые критически относятся к господствующим верованиям и убеждениям, и непоколебимо сохраняют силу своего ума и характера, а люди второй категории, подобные слабым и беспомощным детям, слепо усваивают господствующие мнения и предрассудки, всецело подчиняются авторитетным представителям общих односторонних воззрений и верований, и представляют собой полуобразованную и невежественную толпу. Слабосильная и слабовольная толпа склонна к лености и праздности и привязана к «хлебу и зрелищам». Авторитетные ее руководители, переживающие ее настроение, развивают и идеализируют ее излюбленные мысли, склонности и привязанности, возбуждают ее страсти и доводят ее до фанатизма и полного умственного и нравственного ослепления. Возбужденная своими руководителями толпа, безрассудная и фанатичная, совершает возмутительные насилия и преступления, и своими жестами, словами и действиями нередко увлекает за собой даже благоразумных и чистых людей». «Управляемая масса -отмечает социолог М. Вылцан, – отличается от беспорядочной толпы людей тем, что обладает единством идеи и настроения, воли и поведения Когда в толпе присутствуют все эти четыре компонента она становится массой – великой и страшной силой». Во время всеобщего воодушевления толпы «поведение индивида, – отмечал французский социолог-психолог Г. Лебон, – радикально меняется, им овладевает ощущение непреодолимой силы, утрачивается чувство ответственности». Далее, следуя положениям этого ученого, в психологическом состоянии масс «бывают такие всплески страстей и эмоций, общего воодушевления, которые мобилизуют волю и поведение людей».

Имея представления о влиянии телевидения на поведение массы и отдельных личностей, мы можем раскрыть для себя средства духовного закабаления общества.

Во-первых, таковым средством является пропаганда лжи. Из книги «В плену у телеспрута» журналиста-международника Р. Стрельникова мы узнаем о известном профессоре и специалисте по обработке общественного мнения М. Чукасе. Он утверждал: «Пропаганда – это контролируемое распространение, сознательно искаженных представлений, чтобы побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп» Он, «как и гитлеровский министр пропаганды Геббельс, предлагал повторять ложь до тех пор, пока она, наконец, не останется в сознании людей». О пропаганде лжи и о ее влиянии на отдельные личности журналист Р. Баландин пишет: «Для одурманивания, духовного закабаления человека, формирования его установок и системы оценок вполне достаточно обычного искажения информации, поднесения ее с определенным подтекстом». О последствии усиленной ложной пропаганды социолог М. Выплан замечал, что «неадекватное отражение в сознании толпы объективной реальности может привести к массовым психозам, парализующим волю и поведение людей, либо, наоборот, толкающим их на бессмысленные действия». И в этом плане цель и задачи телевидения, как утверждал М. Чукас, таковы: создание «человека, совершенно лишенного способности разобраться в положении вещей, критически мыслить, человека, низведенного до самого низкого эмоционального состояния, когда он может действовать под влиянием только внешних, а потому искусственных возбудителей и направляющих сил».

Именно по таким рецептам готовятся телевизионные программы как у нас, так и во всем мире. Во-вторых, следует отметить пропаганду насилия, жестокости, пошлости и т.п. Журналист Р. Стрельников пишет: «Освобождение зрителей от всяких моральных запретов стало умышленной и постоянной идеологической позицией (телевизионных корпораций всего мира), насаждающей культ кулака, садизма и порнографии... Телевидение стало подлинной школой насилия, а телефильм – своеобразным пособием по насилию. Их герои всегда красивы и обаятельны. Их играют популярнейшие «звезды» Голливуда. Многие в совершенстве владеют приемами каратэ, стреляют без промаха. Деньги так и текут им в руки. И телезрителю, естественно, приходит на ум: если хочешь жить как эти герои, то будь таким, как они: жестоким и беспощадным. Доллары и культ силы давно уже стали содержанием жизни как американского общества, так уже сейчас и людей всего мира. Искусственно культивируемые с помощью телевидения насилие и жестокость обернулись в истории США (например) гигантской волной преступности». Такой же силы взрыв преступности произошел и в бывшем Советском Союзе после размножения повсюду видеозалов. Всем известно, что самые лучшие боевики, фильмы ужасов, порнофильмы и т.п. имеют, как правило, американское происхождение. И, следовательно, нам весьма важно знать влияние их на американское общество. Об этом хорошо пишет Р. Стрельников: «Очевидным шквалом называет лондонская «Таймс» показ соперничающими между собой средствами массовой информации и особенно телевидением, сцен насилия.

«Сколько бы психиатры не спорили – пишет «Тайме», – насчет того, достаточно ли сильно побуждают такие кадры к подражанию, здравый смысл подсказывает, что постоянная демонстрация убийств на экране притупляет критическое мышление и рефлексы торможения». А пока идут споры о пользе и вреде показа насилия, на экранах Си-Би-Эс продолжают совершаться тысячи убийств, проливаться моря крови. «Изо дня в день, – заявил профессор Нью-йоркского университета Н. Потсман наше телевидение вбивает в головы молодым американцам ужасающие проявления насилия и садизма, восхваляет вседозволенность». Такая пропаганда зла полным ходом идет и в нашей стране. Остальной массе людей, которые все-таки противятся жизни по принципам сатанинской вседозволенности, прививают потребительские вкусы и модели поведения, насаждают культ эгоизма, наживы, индивидуализма.

Духовному закабалению и деградации личности способствуют два фактора. Первый фактор. У людей, сидящих перед телевизором, и, естественно, подвергающихся гипнотическому воздействию, появляется состояние гипнонаркомании, т.е. болезненной повышенной внушаемости. Это приводит, – по словам заслуженного артиста и гипнотизера Ю. Горного, – к «разрушению структуры личности, понижает ее способность к ситуационному анализу, стимулирует спонтанное немотивированное поведение». Второй фактор. Как пишет психолог А. Мори, «продолжительное внимание, которое должен сохранять телезритель, смотря на экран, утомляющий зрение, производит род столбняка (шперрунг), что сопровождается большим ослаблением воли и внимания. Этим способом человек доходит до того, что вызывает в себе расстройство, почти сходное с тем, какое производится употреблением анестетических средств эфира, опия, гашиша».

Естественно вытекающий отсюда ВЫВОД: телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и «пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна». Зная способы и возможности управления массой, можно естественно предположить, с какой силой и воодушевлением беспорядочная и подавленная толпа встретит сатанинского посланника – антихриста. Сатана, противник Бога, желает владеть миром, человечеством. Это достижение планируется через воцарение над миром антихриста, который будет «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фее 2:3-4). Мировые организации и их ставленники, страстно мечтая владеть миром, готовят приход и воцарение своего лжемессии – антихриста посредством объединения средств массовой информации, структур манипулирования общественным сознанием, структур управления различными общественными группами, партиями и государствами. Шаги, предпринятые ими в этом направлении, уже известны.

Средства массовой информации (и почти вся печать) уже находятся в их ведении и контроле, поэтому-то самое малейшее наше общение с телевизором влечет за собой постепенную полную управляемость сознанием и жизнью человека. Особую тревогу вызывает состояние и обстоятельства, в которых оказался наш православный народ. Православная Русь – вот единственное в мире, что реально препятствует сегодня прийти в мир антихристу, слуги которого всеми средствами стараются прооперировать сознание нашего народа, сердце которого – Православная вера. Большинство людей, которых принято называть «новыми русскими», т.е. не имеющие православного мировоззрения и подлинной христианской веры, уже подготовлены к его принятию благодаря воздействию телевидения и других средств массовой информации.

Из всего изложенного о телевидении духовно зрячим людям очевидно действие духов злобы. Единственной силой, способной оградить и спасти от воздействия демонического мира, является благодать Божия. Все средства к ограждению от воздействия демонического мира хранятся в Православной Церкви. Где молитва, призывание Имени Божия, там демон бессилен. Где исповедание истинной веры – Православия, там диавол не имеет своей власти.

Современный человек не допускает даже мысли, чтобы вообще не смотреть телевизор. Он боится «отстать от жизни», не быть «в курсе» всех событий, уменьшить свой «кругозор»... Однако, несмотря на то, что атеист или человек нецерковный (невоцерковлённый) смотрит телевизор каждый день, он, вроде бы, «в курсе», у него, как принято считать, «широкий кругозор», но он не знает истинных причин происходящих событий, сути происходящего и каков будет результат происходящего. И, как это ни парадоксально, христианин, который живет православной церковной жизнью, не смотрит телевизор, однако же, хорошо знает Священное Писание и святоотеческое его изъяснение, знает пророчества о последних временах мира из Священного Писания, из трудов святых отцов Церкви, из изречений подвижников благочестия, зная о «тайне беззакония» (2 Фес 2, 7), которая уже в действии, понимает истинные причины происходящих событий, суть происходящего и знает последствия. В страшные времена довелось жить нам. Не будем же, братья и сестры, драгоценное время, данное нам для покаяния и спасения, для подготовки к вечности, для приобретения познания об Истине разменивать на ничтожные и кратковременные удовольствия и развлечения, предлагаемые князем мира сего! Они не приносят никакой настоящей, существенной пользы для души, для ее духовного совершенствования и изменения к лучшему. Сегодня, как никогда, надлежит нам всеми силами хранить Православие и себя в Православии, жить внимательной духовной жизнью, навыкнуть и пребывать в непрестанной молитве, в терпении спасать душу свою, посильно нести спасающее и исцеляющее слово ближним, еще способным услышать это слово.

«Православная газета».
г. Екатеринбург