|
|
Грехи и страсти
О любопытстве
Что за польза для меня узнать, что такой-то – злой человек?
Напротив, отсюда величайший вред и крайний урон. Скажи ему: позаботимся о своём
собственном, – о том, как нам дать отчёт в своих грехах, и обратим на
собственную жизнь эту пытливость и беспокойное выведание. Какого нам ждать
извинения, какого прощения, когда мы о своём и не думаем, а о чужом
любопытствуем? Как неприлично и весьма стыдно, проходя, заглядывать в дом и
подмечать, что в нём есть, так крайне неблагородно любопытствовать о чужой
жизни.
И не другое что доводит нас до небрежности о своих делах, как пытливость и
разведывание о чужих делах, потому что кто любит разведывать о чужой жизни, тому
некогда позаботиться о собственной жизни. Так как он употребляет всё своё
старание на разведывание о чужом, то всё, принадлежащее ему самому, по
необходимости остаётся в пренебрежении. И то было бы хорошо, если бы ты,
употребляя всё время на попечение и суждение о своих собственных грехах, мог
сделать какой-нибудь успех, но как ты постоянно заботишься о чужом, то когда
тебе подумать о своих собственных недостатках?
Диавол довёл нас до этой привычки для того, чтобы мы не заботились о самих себе
и подвергли себя тягчайшей ответственности. Но зло не в том только, что мы дадим
отчёт в своих словах, но и в том, что мы через это сделаем свои собственные
грехи более тяжкими и лишим себя всякого извинения. Кто строго исследует чужие
проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным.
Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие
дела, – притом не только женщине, но и мужчине, ибо это есть величайший признак
бесстыдства и наглости.
Не старайся же, человек, узнать то, что касается ближнего. Если будешь говорить
о чужих делах, то не получишь никакой пользы, никакого приобретения, но ещё
получишь вред; а если будешь исповедовать свои дела перед Господом, то получишь
великую награду.
Исследуй все грехи души твоей, потребуй от неё, со всею строгостью, подробного
отчёта и скажи ей: зачем ты отважилась делать то и то? А если она будет
уклоняться и разбирать дела других, скажи ей: не за чужие грехи и дела я сужу
тебя, не за них должна ты отвечать; что тебе до того, что худ такой-то? Ты зачем
согрешила в том-то и в том-то? Отвечай и не показывай на других; смотри на свои
дела, а не на чужие. Таким образом вводи её, как можно чаще, в этот подвиг.
Итак, чтоб этого не было, чтоб нам не прогневать Бога, не умножить наших
бедствий, не навлечь на себя неизбежного наказания и не наполнить нашей жизни
многими горестями, обратим язык наш к благословению, будем каждый день разбирать
нашу собственную жизнь и, предоставив судить о жизни других Тому, Кто в точности
знает тайное, будем сами осуждать собственные грехи свои. Таким образом можно
будет нам избегнуть и огня гееннского. Ибо, как те, которые разбирают чужие
грехи, нисколько не заботятся о своих собственных, так те, которые боятся
осматривать жизнь других, будут обращать внимание на свои проступки, а помышляя
о своих грехах, и каждый день осуждая их и требуя от самих себя наказания за
них, они будут иметь тогда Кроткого к ним Судию. Это и апостол Павел выражает,
когда говорит: «Аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждени были от
Господа».
Простота веры – прекрасное дело; с нею так покойно душе! Но не один апостол Фома
не довольствуется простым доверием словам других. Многие так же, как и Фома, не
прежде хотят верить, как испытывают и дознают.
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ.
|
|
|