28 июля 1998 года в Санкт-Петербурге произошло знаменательное в истории Русской Православной Церкви событие. Здесь были обретены мощи великого русского святого – преподобного Александра Свирского. Преподобного Александра Свирского называют «тайнозрителем Святой Троицы», вторым (русским) Авраамом: как и ветхозаветный пророк, он удостоился видения Светоносной Троицы, указавшей место будущего монастыря. Житийная литература так рассказывает об этом. В 1507 году, после двадцати трех лет пустынножительства, святой Александр Свирский, подвизавшийся недалеко от реки Свирь, на берегу Рощинского озера, увидел трех Мужей в белых одеждах, сияющих «невыразимым светом». Преподобный поклонился им до земли, они же взяли его за руку, подняли и сказали: «Не бойся, мужу желаний (слав. – муж, достойный любви. – Ред.), яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь, и братию собереши, и обитель устроиши, яко благоволих тобою многие души спасти и в разум истины привести». Услышав это, преподобный пал опять на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство. Господь же опять воздвиг его, говоря: «Стани на ногу свою, возмогай, и укрепися, и сотвори вся, еже повелел ти». Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть храм. Господь ответил: «Возлюбленне, яко видиши в Триех Лицах глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». После этого святой Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущегося по земле, и ставшего невидимым. Сам Господь почтил святого Троическим снисхождением-посещением, и в воспоминание явления ему Святой Троицы память святого до революции местно праздновалась и в праздник Пятидесятницы. «Александр Свирский, – заметил архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Макарий (Веретенников), – пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как праотцу Аврааму, явилась Святая Троица»... И воистину великий мистический смысл скрыт в том, что именно с вскрытия раки преподобного Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации, фальсификации и дискредитации русских православных святынь, в ходе которой были вскрыты и вывезены из монастырей 63 раки со святыми мощами. Все они милостью Божией обретены сейчас Русской Православной Церковью. И последними – и в этом тоже мистический смысл – обретены мощи преподобного Александра Свирского, утраченные нашей Церковью ровно 80 лет назад. Впервые нетленные мощи святого были обретены в апреле 1641 года, когда, согласно повелению царя Михаила Феодоровича, иноки Александро-Свирского монастыря разбирали ветхую церковь над гробницей преподобного, чтобы поставить новую, каменную. И это обретение было подлинным торжеством Православия, так как в совершенно целом гробе лежало нисколько не поврежденное тлением тело в целых и нетленных одеждах. Житие свидетельствует, что когда сняли верхнюю доску с гроба, «повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, каждения же в то время не было, и увидели все лежащее тело преподобного отца нашего Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога, прославляющего святых Своих.» В 1918 году отряд чекистов, отправленный в Александро-Свирский монастырь для выполнения приказа о ликвидации мощей, расстрелял пытавшихся противодействовать надругательству над святыней монахов, монастырь был ограблен, а рака с мощами преподобного вскрыта. Это было первое вскрытие большевиками святых мощей... Сохранность тела преподобного, завершившего свой путь четыре столетия назад, в 1533 году, настолько изумила командира отряда Августа Вагнера, что он не придумал ничего лучше, как назвать святые мощи «восковой куклой». И хотя это противоречило очевидности, именно так именовал мощи Вагнер в своем отчете. Святые мощи в строжайшей тайне были перевезены в Лодейное Поле и спрятаны в больничной часовне, а в январе 1919 года увезены в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-Медицинской академии, где и находились в качестве незафиксированного «экспоната» до тех пор, пока игумен возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря Лукиан не благословил инокиню Леониду начать поиск мощей великого старца-инока. История предпринятого поиска заслуживает отдельного повествования, но мы скажем только о том, что основная часть документов была уничтожена и поиск мощей святого, по словам матушки Леониды, «мог быть основан только на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами... на вере в то, что эти мощи находятся под особым покровительством Господа...». На основе архивных изысканий, антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный «экспонат» музея представляет собой полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям полностью соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1641 году. Подтверждали принадлежность «экспоната» к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке: характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков. По сообщению ИТАР-ТАСС (10 августа 1998 года) об обретении величайшей святыни, останки были «идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы (СМЭС) Санкт-Петербурга. ...При этом отмечено, что «естественная мумификация такой высокой сохранности современной науке необъяснима». ...Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете СМЭС был отслужен молебен святому. Присутствовавшие «стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием». В связи с этим начальник академии генерал-полковник медицинской службы Юрий Шевченко принял решение о немедленной передаче святыни Русской Православной Церкви ». Перенесенные для поклонения в петербургский храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мощи продолжали мироточить и благоухать при непрерывных молебнах, а в октябре 1998 года были торжественно перенесены в основанную им обитель на реке Свири и помещены в Преображенском соборе. Материал подготовила Надежда СЕЧИНА
* * * Совершилось великое чудо, свидетельство проявления великой милости Божией и любви к Святой Православной Церкви и к России... К большому утешению верующих возобновилась возможность поклонения святым, чудотворным, цельбоносным мощам великого святого. Казалось, уже ничто не может потревожить мощи великого святого, возвратившегося через 465 лет после своей кончины к нам, грешным, и он, подобно свету, рассеет все злые тучи, сгустившиеся над Россией. Но вновь соблазн и недоумение начинают смущать души верующих наших соотечественников... О том, что происходит сегодня в Александро-Свирском монастыре и о еще не законченной истории обретения мощей преподобного Александра рассказал в газете «Православный Санкт-Петербург» Константин Крикунов, отрывки из статьи которого мы публикуем. Сегодня не грабители угрожают монастырю, а идентификаторы, не оставляющие идею проведения генетической экспертизы. Это значит, что цельное и неистлевшее за 500 лет тело святого может быть разъято и граммов 500 «исследуемого материала» сожжено в печи экспертов. Весит, кстати, тело всего около десяти килограммов. Это ли не доказательство чудесной природы мумификации – при искусственном бальзамировании вес мумии бывает не меньше 40 килограммов. Но, как ни странно, великое для Церкви событие обретения мощей в музее Военно-медицинской академии стало поводом к разномыслию и полемике не только в светской прессе, но и среди священников. Первое освидетельствование мощей состоялось 30 августа 1641 года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Евфимия, игумена Вяжского монастыря Иосифа и всего Софийского духовенства, прибывшего в монастырь. Это было так: «Иерарх снял схиму и параман, раскрыли перси и руки преподобного, утвердились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра. Из-под аналава была видна часть бороды, а ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, а левая o6paщена в сторону». Теперь приведу отрывки из описи «анатомического тела» – мумифицированного трупа мужчины, находившегося до минувшего лета в запасниках музея кафедры нормальной анатомии ВМА. «Хорошо сохранившееся тело мужчины, аскетического сложения. Цвет кожных покровов желтый, местами янтарно-желтый. Голова без волосяного покрова и бороды, несколько развернута левому плечу. Черты лица хорошо сохранились. Рот приоткрыт. Ступня правой ноги опирается на свод левой. Руки: правая вдоль туловища, левая рука на животе». Современные эксперты были поражены особенностями состояния лица: «толщина мышечной ткани в области нижней и верхней губ осталась неизменной. Крылья носа, его кончик сохранили практически прижизненную конфигурацию, толщину, моделировку. А кожа не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная» (из доклада ст. научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, эксперта-антрополога Ю.Д. Беневольской). Меня же больше всего поразила открытая для прикладывания рука преподобного Александра. Кожа на руке сдвинута вверх к пальцам, как бывает у человека после долгого сна. Потом я узнал, что преподобный умер во сне, лежа ничком. Когда иноки обители его нашли, прошло уже много часов и он уже окостенел, поэтому руки и ноги уже невозможно было расправить и сложить, как полагается при погребении. Для верующих процесс идентификации мощей был завершен, когда на глазах в рентгеновском кабинете СМЭС, во время молебна, мощи вдруг покрылись светло-янтарными каплями мира, выступившего как бы изнутри, из трещинок кожи. Мощи мироточили три месяца в храме Веры, Надежды, Любови и продолжают источать миро сейчас, радуя и паломников. Шесть месяцев шла экспертиза, подтвердившая подлинность мощей. Работали антропологи, анатомы, рентгенологи, судмедэксперты, стоматологи. Все они – специалисты высокой квалификации, признанные не только в нашем городе, но во всей стране, – нашли 12 признаков сходства найденной в ВМА «мумии» и описания мощей преподобного, сделанного при первом обретении – в 1641 году. Но канцелярия епархии куда более громоздка, чем 458 лет тому назад. К тому же особенно бурную деятельность развил некий судмедэксперт г-н Ковалев, смущающий и епархиальную комиссию по идентификации, которая должна представить свои выводы Патриарху и Синоду; множащий свои выдумки в прессе. То «исследуемый», несмотря на выводы антропологов, не вепс, а совсем даже наоборот. То Ковалев сообщает о наличии формалина «во внутренних органах» тела, которого не вскрывали, а все повреждения на нем подробнейшим образом описаны экспертами. Для верующих людей особенно важно подтвержденное архивными синодальными актами изъятие частичек мощей с пальцев правой руки для Синодальной ризницы. По свидетельству экспертов, изъятие было совершено при помощи «копия». Между тем появилась скандальная версия, что «исследуемый» – то ли бывший зек, то ли татарин, то ли еврей и слишком молодой. И ногти его-де наманикюрены, и не аршинной длины, и голова обрита, и все зубы целы, что странно. Вчера поклонявшиеся раке кричат: «Распни, не он!» Любопытный «документ» теперь гуляет по петербургским храмам: якобы «Акт», якобы монахов, якобы 1918 года, где аналав назван наличником, а вся лексика и стилистика пронизаны скорее ненавистью к мощам, нежели верой. Для меня, как для человека, «работающего со словом», прежде всего стиль всей этой липы доказывает ее подложность. Но вот уже все верующие вслед за авторами сего «документа» повторяют: «А ног-то не должно быть, должны быть косточки». Нелепость сего утверждения очевидна для любого мало-мальски грамотного человека. При естественной мумификации (высыхании тела) кости заключены в прочный волокнистый кокон, состоящий из волокон сухожилий, мышечной ткани и собственно кожи. Разломать кости невозможно, так как они прочно впаяны в ткани тела. Да и кому и зачем это нужно было делать? Тем более, что в подлинном акте – описании мощей 1919 года – говорится об их целостности. И на ногах святого там были обнаружены не древние сандалии, как сказано в «документе», а малиновые туфли, которые были надеты при переоблачении святого настоятелем монастыря Агафангелом в 1894 году. Значит «описыватели» 1918 года ног святого вообще не видели, а просто сочинили легенду о костях в «древних сандалиях». Прихожанам и даже священнослужителям, не знакомым с подлинными историческими документами, ныне приходится плохо. Они живут слухами. У братии, спасающейся в монастыре Преподобного Александра Свирского, есть прежде всего один бесспорный документ – сами мощи святого. И вера, которая избавляет от уныния и ропота всякого, приезжающего в святую обитель. Автора(-ов) текста и чёрно-белого
снимка Цветные фотографии сделал Андрей Харлачёв.
|