Рождество Господа Бога 
и Спаса нашего Иисуса Христа

Двунадесятый праздник

Празднование 7 января 
(25 декабря старого стиля
)

Перед рождением Спасителя римский император Август, во власти которого была и покоренная Иудея, издал повеление произвести во всей империи всенародную перепись. В силу этого указа Пресвятая Мария и праведный Иосиф, как происходившие из рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (на родину царя Давида), чтобы записаться в государственные списки. Так волею царя земного двинулись они в путь, дабы исполнилась воля Царя Небесного.

В Вифлееме стечение народа было так велико, что многим недостало места в городе. Мария и Иосиф принуждены были найти себе приют в пещере на окраине Вифлеема, куда пастухи загоняли на ночь стадо. В этой твердыне скал в полночь Дева Мария родила прежде всех век от Отца рожденного Сына. Здрав и неповрежден пребыл Адам, когда взято было от него ребро: так без порока пребыла Дева, когда произвела из Себя Бога-Слово. Болезни не сопровождали рождение Спасителя: Дева совершила рождение, будучи преисполнена радости и крепости.

Матерь Бога нашего Сама спеленала Его Своими руками, положила в ясли и первая принесла Ему поклонение. Ее руки носили Его потому, что Он сокрыл могущество Свое: Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими.

При рождении Царя и Спасителя человечества и такое чудо явил Господь: вместо дворца – пустынный вертеп, вместо постели – горсть соломы. Господь, и птиц небесных не оставляющий без попечения, не приготовил собственности на земле для Сына Своего единородного.

В эту ночь, даровавшую мир всему миру, когда Пребогатый обнищал ради нас, все было погружено в глубокий сон, но не все спали. К пастухам, державшим ночную стражу у стад своих близ Вифлеема, явился Ангел Господень и возвестил им великую радость рождения Спасителя. И явилось вслед за ним многочисленное воинство Ангелов, славящих Господа и взывающих к нему: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». В эту тихую ночь Вифлеем уподобился небу, и Ангелы вступили в общение с людьми, и люди дерзали беседовать с Ангелами. Не мудрецам, не вельможам, не сильным и богатым мира открыл Господь тайну Свою, а самым бедным из тружеников, утаил от премудрых и открыл младенцам. И пошли пастухи в Вифлеем, и нашли Пречистую Деву и Спасителя, лежащего в яслях, и поклонились Ему. И стала для них эта пещера святым храмом.

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям Рождество Христово возвещено было волхвам «звездословцам». Следуя за чудесной звездой, языческие мудрецы нашли пещеру, где был Младенец, и ужаснулись, видя не скипетры и престолы, но крайнюю нищету. Волхвы «падше поклонишася ему» и принесли Ему дары: злато, как Царю веков, ладан, как Богу всех, и смирну – как пришедшему умереть и воскреснуть, и в их лице весь языческий мир преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира.


Фото Александра Вострикова


Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися. Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе. 

(Тропарь, глас 4-й)


Источники
Текст жития и тропарь – из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.

Икона – из открытых источников сети Интернет.