Наставление

Как проводить 
церковные праздники
 

Рождество Христово

Рождество Христово

 

 

Что такое церковный праздник

Церковные праздники установлены в напоминание о том, что этот мир не так прост и убог, как нам иногда кажется, ибо над ним распростерт другой мир, дающий нашей душе радость и неотъемлемый мир. Церковное празднование и вообще Богослужение Православной Церкви состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа и с Ним всех верующих в Него над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение людей с Богом для нашей вечной блаженной жизни, предызображена в Таинстве Святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского Богослужения и с которым соединены вселенскою Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому или непосредственно от Бога, или чрез святых Его, и моления о живущих и умерших.

Предпразднества и навечерия праздников

Обычно мы, ожидая какого-либо семейного праздника, готовимся к нему загодя, за несколько дней, а затем, по прошествии его, вспоминаем этот праздник.

Так и Православная Церковь, благоговея перед священными событиями великих праздников, уже за несколько дней предвозвещает эти праздники песнопениями. Например, уже с 21 ноября Церковь предваряет празднование Рождества Христова пением «Христос рождается, славите» и этим пением вводит нас в воспоминание ожидаемого праздника.

Некоторые из великих праздников (Пасха, Рождество Христово, Богоявление) предваряются навечериями, то есть Богослужением, которое совершается накануне праздника.

Богослужение в праздники различается составом вечерни и утрени. В зависимости от значимости праздника продолжительность и торжественность вечернего и утреннего Богослужения может увеличиваться, добавляются особые песнопения, посвященные празднику, полиелей (когда на утреннем Богослужении произносятся 134-й и 135-й псалмы), служится всенощное бдение, когда совершается лития и благословение хлебов, а на утрени происходит помазание благословенным елеем.

Лития, которая совершается священниками посреди храма, означает всенародное усерднейшее моление, сопровождаемое многократным повторением «Господи, помилуй». Церковь постановила совершать литию в праздники потому, что праздники напоминают нам об особенных благодеяниях Божиих и побуждают нас умолять Господа и святых об избавлении от зол и о продолжении к нам милостей небесных. После литии бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, необходимых как в нашей земной жизни, так и в Церкви для совершения священнодействий. На всенощном Богослужении в праздники, после целования Евангелия или иконы, бывает помазание верующих благословенным елеем. Это – не таинство, но священный обряд Церкви, который служит знамением милости к нам (в переводе с греческого «елей» означает «милость») как Божией, так и святых, воспоминаемой Церковью в праздники.

Особенно торжественны бдения в великие и двунадесятые праздники. В эти дни особо, празднично, осуществляется церковный звон, а служба величественно справляется только празднику, без прибавления других воспоминаний и хвалений, как это происходит в меньшие праздники.

Праздничное облачение духовенства 
и символика цветов облачения

В великие праздники для совершения торжественного Богослужения Церковь «облекается в одежды светлые», или, смотря по высоте праздника, во весь «светлейший сан», как говорится в Церковном Уставе о пасхальном облачении.

Праздник праздников – Пасха Христова – начинается в белых облачениях в знак Божественного Света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но пасхальная литургия и вся седмица служится в красных ризах, знаменующих торжество любви Божией к роду человеческому. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах другого цвета.

Белый цвет Богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения, Вознесения Господня. Этот цвет знаменует собой несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его.

В воскресные дни, в дни памяти пророков, апостолов и святителей, цвет облачения – золотой (желтый). Золотой цвет риз связывается с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые собой знаменовали в Церкви Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников – голубой и белый. Голубой цвет символизирует небесную чистоту и непорочность Богородицы.

Праздники и дни памяти о Кресте Господнем – облачение фиолетовое или темно-красное.

Праздники мучеников – облачение красное, в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу. Красный цвет в церковной символике – цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых – облачение зеленое.

Зеленое облачение бывает на духовенстве также в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа.

В период постов цвет облачений – темно-синий, фиолетовый, темно-красный, темно-зеленый, черный. Черный цвет, как правило, употребляется в дни Великого поста.

Погребение совершается в белых облачениях, потому что белый цвет выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного Света.

Освещение церкви в великие праздники

Радости и торжеству приличествует свет. Поэтому в великие праздники Богослужение совершается при полном освещении храмов, так что высочайший праздник христианства называется «светлым».

Обилие света в великие праздники выражает как обилие радости и благодарности Богу и святым за благодеяния, так и обилие вечного небесного света, в котором торжествует Господь и святые на небесах, всегда славимые Церковью.

Пение в великие праздники

Хвалу Богу и святым в великие праздники Церковь выражает пением, которое особенно подходит духовному веселью. Пение – это выражение и свидетельство радости, как говорит апостол Иаков: благодушествует ли кто, да поет (Иак. 5, 13). В светлое торжество Пасхи чтение совсем почти не слышится, пение при Богослужении бывает неумолкно, подобно неумолкающему пению святых на небеси, достигших блаженного и полного единения с Богом.

Как проводить церковные праздники

Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее и торжественнее праздники. В великие праздники Церковь внушает непременно принимать участие в ее торжестве – посетить храм, молиться за Богослужением. В великие праздники Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных работ для радостного общения с Богом, святыми, между собой и для Освящения себя. С духовным весельем несовместимы ни житейские заботы, ни телесное утомление, ни зависимость от прихотей плоти – поэтому в праздники мы должны иметь ослабление от трудов и покой от дел житейских, отлагая это земное бремя и духом пребывая и успокоиваясь в Боге. Церковь призывает проводить праздники в молитве, Богомыслии, чтении Священного Писания и писаний Святых Отцов, в благочестивых разговорах, делах любви христианской. «Вышедшим из церковного собрания, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – не следует тотчас по приходу домой приниматься за дела, удаленные от духа этого собрания, но надлежит взять в руки Библию, позвать к себе жену и детей и беседовать с ними о том, что было произнесено в храме. Если никто после выхода из бани не захочет идти прямо на торжище, чтобы не повредить полезному действию бани торжищными занятиями, то тем более выходящим из церковного собрания не следует поступать подобным образом». Празднику приличествуют и лучшая одежда, на что Церковь указывает светлым облачением храма и священнослужителей при праздничном Богослужении, и употребление лучшей пищи, как многократно позволяет в праздники устав Церкви, и телесный покой. В дни праздников прекращаются мирские и житейские дела, и особенно тяжелые работы (не выносите нош из домов ваших в день субботний и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний – Иер. 17, 22), для которых есть будние дни. И, отпуская верующих в великие праздники из храма молитвы к телесной трапезе, Православная Церковь, сообразно духовной радости, благословляет ослаблять или совершенно разрешить пост.

Каждый великий праздник начинается всенощным бдением, которое состоит из вечерни и утрени и освящает навечерие и утро празднуемого дня. Поэтому, строго говоря, празднование начинается с вечера, длится весь день и заканчивается перед вечерней службой, посвященной уже следующему дню.

Наутрия, попразднества, или Отдания праздников

За несколько дней до праздника Церковь в своем Богослужении предвозвещает о нем особыми песнопениями и молитвословиями. Но и после окончания праздника Церковь еще некоторое время продолжает вспоминать события праздников. Эти дни называются «наутриями» и «попразднествами», или, иначе, «отданиями праздников».

Благоговейно продолжая отмечать великие торжества в честь некоторых священных событий, Церковь в наутрие праздника прославляет орудия Промысла, через которые празднуемые события и совершились. Так, например, в наутрие после праздника Рождества Богородицы Церковь прославляет праведных Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы; после праздника Благовещения Богородицы – Архангела Гавриила, принесшему радостную ветвь Пресвятой Деве; на следующий день после Рождества Христова – Божию Матерь, и так далее.

Воспоминания событий великих праздников Церковь оканчивает попразднествами, или отданиями, которые бывают через несколько дней после праздников.

Из книги «Закон Божий».
Рецензент издания 
доцент Московской Духовной Академии 
священник Максим Козлов.
Москва: Сретенский монастырь; «Новая книга; «Ковчег». 1998 г.

Фото Александра Вострикова