|
|
Крещение Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа.
Святое Богоявление
Двунадесятый праздник
Празднование 19 января
(6 января старого стиля)
В этот день к Иоанну Предтече, крестившему в Иордане во оставление грехов, пришел из Назарета Господь Иисус Христос. Иоанн, еще с детства знавший необыкновенную святую жизнь Его, хотел удержать Его, говоря: «Мне надобно креститься у Тебя, а Ты приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему: «Теперь не время говорить об этом, нам надо исполнить то, к чему мы призваны». Тогда Иоанн допустил Его. Погрузившись в Иордан, Иисус тотчас вышел из воды и молился. В этот момент Иоанн видел, как небеса разверзлись и Дух Божий в виде белого голубя спустился на Иисуса и слуха его достиг голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так были явлены все три лика Пресвятой Троицы, поэтому праздник этот называется еще Богоявлением или праздником Светов, ибо Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной».
В навечерие Богоявления в воспоминание обычая древней Церкви крестить в этот день оглашенных, бывает водосвятие, а после Литургии в самый праздник то же водоосвящение повторяется на реках и источниках в воспоминание самого Крещения Господня. Церковь молится:
«Сотвори ю (её) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, супротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой просьбе изрядную».
Водосвятные молебны совершаются и в другие праздники, но верующими людьми более всего ценится именно крещенская вода.
Преп. Иоанн говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех, исполнить закон и подать нам образ и пример Крещения». Обычное иудейское омовение не освобождало от грехов совести: воровства, прелюбодеяния, но очищало лишь от телесной нечистоты
– от прикосновения к костям умершего, от вкушения нечистой пищи и т. п. Иоанн увещевал «сотворить плод достоин покаяния» и переходить от порока к добродетели, он не был властен отпускать грехи, очищать душу и подавать Дар Святого Духа. Ап. Павел почитал недостаточным для христиан крещения водою и возложил руки на верующих для передачи Дара Святого Духа (Деян. 19,
1–6). Апостолы получили этот Дар в день Св. Пятидесятницы и передали при «апостольском крещении», которым и теперь крестятся. Господь же крестился Иоанновым крещением, не имея нужды ни в отпущении грехов, ни в получении дара Духа, так как плоть Его изначально была произведена Духом Святым, но чтобы явить народу Святую Троицу и научить кротости.
Святая Церковь учит в этот день достойно хранить благодатные дары Св. Крещения, чистоту крещальных одежд: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостяся».
Текст из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.
Икона из открытых источников сети Интернет.
Традиции и обычаи
День навечерия Богоявления (18 января) торжественно чествовался нашими предками и был в народном сознании чрезвычайно святым. Всякий считал своим священным долгом непременно побывать в храме и сообразно требованиям Церковного Устава постился в этот день до освящения воды.
Сегодня Уставом положен пост ради освящения кроплением и вкушением святой воды. А так как после навечерия полагается вкушать сочиво или кутью с мёдом, то канун Крещения называется Сочельником. Есть рыбу в этот день считалось величайшим грехом и масло тоже не вкушалось.
После навечерия Богоявления, как и в самый праздник (для охранения от вредных воздействий злых духов), принято начертывать мелом кресты на окнах, других видных местах зданий, в подсобных помещениях и хозяйственных постройках.
Копотью свечки, которую держат в храме во время водосвятного молебна зажжённой, дома начертывают кресты на потолке. Количество их должно соответствовать числу проживающих в квартире (доме).
В сам праздник Богоявления (19 января) после Литургии бывают крестные ходы на
«Иордань». В этот день вода освящается в реках, а там где их нет, то каких-то других водоёмах. В некоторых местах на Руси существовал обычай в этот день купаться. Делали это в основном те, кто на Святках переряжались, гадали или как-то иначе грешили, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу. (То есть грешили ещё раз, так как такие грехи может разрешить только священник
на исповеди – А. В.).
Сергей
Максимов.
Из книги «Крестная сила»
* * *
В XIX веке на реках устраивали дежурства городовых, чтобы не допускать купаний, но сегодня, в конце ХХ века,
погружения в крещенскую прорубь
становятся всё более популярными. Пример тому
– Свято-Духовский приход города Нефтеюганска (Тобольско-Тюменская епархия*).
Здесь по благословению настоятеля отца
Николая Матвийчука братия прихода во главе с Андреем Харлачёвым
строят специальный городок с вырезанным во льду крестом, из которого после освящения народ
черпает воду, а немного ниже по течению
– купель и раздевалки.
Первое погружение по традиции делает сам настоятель.
Потом он же, одевшись, крестит оглашенных и погружает всех желающих. При этом, не забывая периодически
«кропить» зевак водой из крестной проруби с помощью ковшика. Кропило на двадцати (и более) градусном морозе очень быстро превращается в ледяную булаву.
Первое погружение из нескольких человек состоялось в 1995
году, в 1996 желающих было уже десятки человек, а в 1997, когда праздник пришёлся на воскресенье, погрузившихся было
– сотни. В 1998 году погружения были закончены только к четырём часам дня.
Александр
Востриков.
Фото автора и Андрея Харлачёва.
Снимки 1998 и 1999 годов.
* C 2011 года приход относится
к вновь образованной Ханты-Мансийской
и Сургутской епархии.
|
|
|