|
|
Благовещение
Пресвятой Богородицы
Двунадесятый праздник
Празднование 7 апреля
(25 марта
по старому стилю)
Праздник Благовещения совершается в
воспоминание явления Пресвятой Деве
Марии Архангела Гавриила и возвещения
им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа,
Спасителя мира.
По достижении
совершеннолетия, согласно обычаю
имевшему силу закона, Пресвятая Дева
Мария, хотя и неохотно, оставила храм
Иерусалимский и вручена была
престарелому плотнику Иосифу-Обручнику, или хранителю девства
Ее. Иосиф происходил из одного с Ней
колена и взял Ее к себе, чтобы под видом
супружества быть Ее защитником. Живя в
Галилейском городе Назарете, в доме
Иосифа, Пресвятая Дева большую часть
времени проводила в уединении и
безмолвии, занималась богомыслием и
молитвою, чтением Священного Писания и
рукоделием.
Спустя четыре месяца по обручении, во
время Ее молитвенных размышлений,
предстал пред Ней Архангел Гавриил и
произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь
с Тобою, благословенна Ты между женами».
Явление Архангела не устрашило Марии, но
его приветствие смутило своей
необычностью. Желая успокоить Марию и
уверить в истине своего приветствия,
Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим
глубоким смиренномудрием Она обрела
величайшую благодать у Бога – быть
Материю Сына Божия.
Для большего удостоверения Пречистой
Девы Архангел возвестил Ей тайну
воплощения Сына Божия теми же словами, в
каких предсказал об этом событии пророк
Исаия: «И вот зачнешь, во чреве, и родишь
Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет
велик, и наречется Сыном Всевышнего, и
даст Ему Господь Бог престол Давида,
отца Его; и будет царствовать над домом
Иакова во веки, и Царству Его не будет
конца».
Мария не усомнилась в словах
Божественного посланника, но выказала
недоумение, как может родиться сын у той,
которая обрекла себя на девство. В
разъяснение Ее смиренного недоумения
Архангел открыл Ей истину, которую он
принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый
найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит
Тебя; посему и рождаемое Святое
наречется Сыном Божиим». Постигнув волю
Божию и всецело предавая Себя ей,
Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба
Господня; да будет Мне по слову твоему».
На Руси Благовещение считаются большим
праздником, с него в старину начинали
год. По благочестивому верованию
русского народа, в этот день, как и на
Пасху, солнце «играет», и грешников в аду
не мучают. По своему величию праздник
Благовещения не отменяется даже еси он
приходится на Пасху.
Праздник Благовещения,
посвящёный воспоминанию и прославлению
события, описанного в Евангелии (Лк. 1,
26-38), у древних христиан носил различные
названия: «Зачатие Христа», «Благовещение
о Христе», «Начало искупления», «Благовещение
Ангела Марии», – и только в VII веке ему
было усвоено навсегда наименование «Благовещения Пресвятыя Богородицы».
Установление этого праздника
принадлежит самой глубокой древности.
Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на
этот праздник называет его первым в ряду
праздников и особенно почитаемым, так
как он напоминает начало
домостроительства спасения людей. В V и VI
веках по причине ересей, унижавших лице
Богоматери и искажавших догмат о
воплощении Иисуса Христа, представились
особенные побуждения для Церкви
возвеличить торжество праздника, за это
время торжество праздника обогатилось
многими песнопениями, в которых
раскрыто таинство воплощения сына Божия
и величие Богоматери.
В дореволюционной России существовал
трогательный обычай, особенно в Москве,
в День Благовещения, как в день
возвещения свободы всему миру,
выпускать из клеток птиц на волю.
Заниматься же каким-либо, даже лёгким,
трудом в этот день считалось тяжким
грехом. А вот предание о том, что в этот
день, как и на другие великие праздники,
солнце на восходе играет, вы можете
проверить сами, если встанете пораньше.
Днесь спасения нашего
главизна, и еже от века таинства явление;
Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил
благодать благовествует. Темже и мы с
ним Богородице возопиим: радуйся,
Благодатная, Господь с Тобою.
(Тропарь,
глас 4-й).
Текст из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках»
(согласно Церковному преданию).
Автор-составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.
Икона – из открытых источников сети Интернет.
|
|
|