|
|
Великая
агиасма
Слово о святой воде
ВОДА ЗАНИМАЕТ
ВАЖНОЕ МЕСТО В НАШЕМ БЫТИИ. Это один из
элементов мироздания, как об этом
повествуется в Святой Библии. Во второй
день творения сказал Господь: «Да будет
твердь посреди воды, и да отделяет она
воду от воды» (Быт. 1,6). И в третий день
изрёк Творческий Глагол: «Да соберётся
вода, которая под небом, в одно место, и да
явится суша... И назвал Бог сушу землёю, а
собрание вод назвал морями. И увидел Бог,
что это хорошо» (Быт. 1,9-10).
Являясь жизненно необходимой в
повседневной жизни, вода имеет более
высшее значение, ей свойственна целебная
сила, о чем неоднократно говорится в
Священном Писании. Современник пророка
Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь
раз, по слову человека Божия, и обновилось
тело его, как тело малого ребёнка, и
очистился» (4 Цар. 5, 14). Об этом же
говорится в Евангелие от Иоанна
относительно купальни у Овечьих ворот,
где «Ангел Господень по временам сходил в
купальню и возмущал воду, и кто первый
входил в неё по возмущении воды, тот
выздоравливал, какою бы ни был одержим
болезнью» (Ин. 5, 4). В купальне Силоам по
слову Христа Спасителя, исцелившись,
прозрел слепорождённый (Ин. 9, 2).
В Новозаветное время вода служит
духовному возрождению человека в жизнь
новую, благодатную, очищению от грехов. В
разговоре с Никодимом Христос Спаситель
говорит: «Истинно, истинно говорю тебе,
если кто не родится от воды и Духа, не
может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам
Христос в начале Своего служения принял
Крещение от пророка Иоанна Предтечи в
водах реки Иордан. Это евангельское
событие ежегодно вспоминается Церковью 19
января в праздник Крещения Господня. В
песнопениях службы этому празднику
говорится, что Господь «очищение водою
роду человеческому дарует»; «Струи
освятил еси Иорданския, державу сокрушил
еси греховную, Христе Боже наш...».
В этот праздник в православных храмах
совершается Чин освящения воды. Церковь
молится: «Сотвори ю (т. е. её – а. М.)
нетления источник, освящения дар, грехов
разрешение, недугов исцеление, демонов
всегубительство, сопротивным силам
неприступную, Ангельския крепости
исполненную. Да вси почерпающии и
причащающиися имеют ю ко очищению душ и
телес, ко исцелению страстей, ко
освящению домов и ко всякой пользе
изрядную». Освященная в этот
двунадесятый праздник святая вода
называется по-гречески «Великая агиасма»,
т.е. великая святыня.
В отличие от великого освящения воды
имеется ещё малое, совершаемое в обычные
дни на молебнах, оно несколько короче.
Освящается также вода при совершении
Таинства Крещения. Священник Павел
Флоренский говорит о всех трёх
освящениях: «Обратите внимание, что в
чинопоследованиях Водосвятия – великого
и малого, и крещального освящение
слагается из двух различных действий: из
очищения воды от нечистоты, греховности,
скверны и тёмных сил и из
облагодатствования её, то есть сообщения
ей духовных энергий».
Кроме того, с именем многих русских
святых связано изведение святых
источников, к которым шли люди как к
большой святыне. Описывая время
преподобного Сергия Радонежского,
замечательный русский историк В. О.
Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал
своё тихое дело преподобный Сергий в
Радонежской пустыне; целые полвека
приходившие к нему вместе с водой из его
источника черпали в его пустыне утешение
и ободрение и, воротясь в свой круг, по
каплям делились с другими. Никто тогда не
считал гостей пустынника и тех, кого они
делали причастниками приносимой ими
благодатной росы».
Действительно, в обиходе русского
человека святая вода занимала большое
место. Это можно показать также на
примере жития канонизованного в 1988 году
святителя Макария, митрополита
Московского. В 1528 году, ещё будучи
Новгородским архиепископом, он посылает
иеромонаха Илию в северные пределы своей
епархии с проповедью Евангелия. При этом
он повелевает уничтожать языческие
капища и кропить всё святой водой. В 1551
году, когда обнаружились различные
болезни в Свияжском гарнизоне под
Казанью, а также распространились
плотские грехи, то он посылает туда
священника с обличительным посланием,
призывая всех к покаянию, и повелевает
всех кропить святой водой.
Подобное осознание значимости святой
воды, как великой святыни, и
благоговейное отношение к святой воде
было характерно в Древней Руси для
каждого христианина. Об этом мы узнаём из
книги «Домострой», написанной
современником Святителя Макария
священником Благовещенского собора –
Сильвестром. Он опишет: «Если Бог пошлёт
на него болезнь или какое страдание, –
врачеваться ему Божьею милостью да
слезами, да молитвою, да постом, да
милостынею, да искренним покаянием... И
отцов духовных подвигнуть на моление
Богу: петь молитвы, воду святить с честных
крестов и со святых мощей...».
Эти реалии весьма актуальны в наши дни,
когда с одной стороны эти традиции
утрачены, а с другой стороны так
интенсивно пропагандируется в нашей
прессе магия, восхваляются экстрасенсы,
последние «заряжают» газеты, воду и пр.
Поэтому мы чаще должны прибегать к
благодатному освящению через действие
святой воды.
Обычно верующими людьми более ценится
крещенская вода. Её по утрам, после
прочтения утренних молитв, испивает
православный человек и съедает кусочек
просфоры, чтобы затем, благословясь,
начать грядущий день. В районах, где нет
храмов, верующие люди стремятся хотя бы
таким образом, т. е. через святую воду,
прикоснуться к святыне, не имея
возможности принять Святое Причастие.
Необходимо также чаще кропить себя
святой водой при различных рационально
трудно объяснимых греховных влечениях,
неожиданных головных болях, непонятных
стрессовых состояниях, бессоннице,
раздражительности и прочем. Необходимо
чаще кропить святой водой и своё жилище.
Святая вода освящается священником в
храме Крестом и молитвою. Она имеет
благодать прогнания действия бесовской
силы в самых различных формах её
проявления. Это хорошо знали и наши
предки, к духовному опыту которых нам
необходимо постепенно возвращаться.
Архимандрит
МАКАРИЙ.
Фото Александра Вострикова
|
|
|