|
|
Поминовение
усопших
Не тяготейте к земле. Всё
тленно – только одно счастье загробное вечно, неизменяемо,
верно. И это счастье зависит от того, как проживём мы эту нашу
жизнь! |
Святитель Феофан ЗАТВОРНИК
|
Обычай поминать усопших встречается уже
в Церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 8;
1 Цар. 31, 13; 2 Макк. 12, 43). В Церкви
христианской этот обычай известен с
самых древних времён. В древних литургиях,
дошедших до нас, встречаются молитвы и за
усопших. С особенною ясностью о
поминовении усопших упоминают
Постановления Апостольские. Здесь
находим как молитвы за усопших при
совершении евхаристии, так и указания на
дни, в которые особенно прилично поминать
усопших, именно: третий, девятый,
сороковой и годовой – в том же значении,
какое им придаёт Церковь и в настоящее
время. Отцы и учителя Церкви последующего
времени, изъясняя смысл поминовения
усопших и показывая истинный образ его в
молитвах, совершении бескровной жертвы и
милостыни, часто свидетельствуют, что
поминовение усопших есть апостольское
установление, что оно соблюдается во всей
Церкви и что литургия за умерших или
принесение о спасении их бескровной
жертвы есть самое сильное и
действительное средство к испрошению
усопшим милости Божией.
Святая Церковь возносит непрестанные
молитвы об отошедших отцах и братьях
наших при всяком Богослужении и особенно
на Литургии. Но, кроме того, Святая
Церковь творит в определённые времена
особое поминовение всех от века умерших
отцов и братьев по вере, сподобившихся
христианской кончины, равно и тех,
которые, застигнутые внезапной смертью,
не были напутствованы в загробную жизнь
молитвами Церкви. Совершаемые при этом
панихиды называются вселенскими.
Кроме общего поминовения, совершается
частное поминовение каждого усопшего в
отдельности. Для поминовения
новопреставленных Церковь назначает
первые сорок дней со дня смерти, находя в
этом числе, по указанию Святого Писания,
достаточный срок для очищения от грехов и
умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Числ. 14, 31-34;
ср. Мф. 4, 2). Кроме того, из этих сорока дней
особенно посвящаются молитве за усопших
дни – третий, в воспоминание воскресшего
в этот день Спасителя, девятый – по
благочестивому желанию Церкви, чтобы дух
усопшего был причислен к девяти чинам
ангельским, и сороковой – по
ветхозаветному примеру оплакивания
Моисея израильтянами в продолжении
сорока дней и по сближению этого дня с
днём вознесения Господа. Наконец,
поминовению усопшего посвящается
годовой день смерти, день рождения и
именин в том смысле, что умерший жив и
бессмертен по духу и некогда совершенно
обновится, когда Господь воздвигнет
самоё тело его. Св. Макарий
Александрийский некогда спрашивал
сопровождавших его по пустыне ангелов: «Когда
отцам предано совершать в церкви
приношение Богу за усопшего в третий,
девятый и четыредесятый день, то какая из
того происходит польза душе
преставившегося?». Ангел отвечал: «Бог не
попустил ничему быть в Церкви Своей
неблагопотребному и неполезному; но
устроил в Церкви Своей небесныя и земныя
таинства и повелел их совершать.
Когда в третий день бывает в церкви
приношение, то душа умершего получает от
стрегущаго её ангела облегчение в скорби,
каковую чувствует от разлучения с телом;
получает потому, что славословие и
приношение в церкви Божией за неё
совершено, от чего в ней рождается благая
надежда. Ибо в продолжении двух дней
позволяется душе, вместе с находящимися
при ней ангелами, ходить по земле, где
хочет. Посему душа, любящая тело,
скитается иногда около дома, в котором
разлучилась с телом, иногда около гроба, в
котором положено тело; и таким образом
проводит два дня, как птица, ища гнезда
себе. А добродетельная душа ходит по тем
местам, в которых имела обыкновение
творить правду. В третий же день Тот, Кто
воскрес из мёртвых, повелевает, в
подражание Его воскресению, вознестись
всякой христианской душе на небеса для
поклонения Богу всяческих. Итак, благое
Церковь имеет обыкновение совершать в
третий день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу повелевается от
Него показать душе различные и приятные
обители святых и красоту рая. Всё это
рассматривает душа шесть дней, удивляясь
и прославляя Создателя всего – Бога.
Созерцая же всё это, она изменяется и
забывает скорбь, которую имела, будучи в
теле. Но если она виновата в грехах, то при
виде наслаждений святых начинает
скорбеть и укорять себя, говоря: увы мне!
Сколько я осуетилась в том мире!
Увлекшись удовлетворением похотей, я
провела большую часть жизни в
беспечности и не послужила Богу как
должно, дабы можно было и мне удостоиться
этой благодати и славы. Увы мне, бедной!..
По рассмотрении же в продолжении шести
дней всей радости праведных она опять
возносится ангелами на поклонение Богу.
Итак, хорошо делает Церковь, совершая в
девятый день службы и приношения за
усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех
повелевает отвести душу в ад и показать
ей находящиеся там места мучений, разные
отделения ада и разнообразные мучения
нечестивых, находясь в которых, души
грешников непрестанно рыдают и скрежещут
зубами. По этим различным местам мук душа
носится тридцать дней, трепеща, чтобы и
самой не быть осуждённой на заключение в
них. В сороковой день опять она
возносится на поклонение Богу; и тогда
уже Судия определяет приличное ей по ея
делам место. Итак, правильно поступает
Церковь, делая поминовение в сороковой
день об усопших и принявших крещение». «Упокой,
Господи, души усопших раб Твоих!».
|
|
|