Памятка
ВСТУПЛЕНИЕ |
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. В ветхозаветные времена существовало установление водного крещения, как символ не только плотского, но и нравственного очищения. Спаситель, крестившись от Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, освятил это крещение, а перед вознесением на небо заповедал апостолам: «Шедче научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28.19). Поэтому, крещению предшествовало ознакомление с верой, и сознания, что всем существом своим крещаемый обретает новое понимание жизни как член Церкви во Христе. Обращение взрослого человека бывает решительным или постепенным, но благодать Таинства освящает и закрепляет духовное перерождение. При крещении же детей, не имеющих сознательной веры, тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее к полному перерождению крещеного, при условии надлежащего христианского воспитания. Крещение младенцев совершается по вере восприемников, однако это не исключает необходимости приготовления ко крещению, во-первых, потому, что события, вызвавшие Церковь к жизни, к бытию, произошли в действительности, а, во-вторых, Церковь сама – есть приготовление, так как приготовляет нас к жизни вечной. Родители, восприемники молятся за детей, уверенные, что Господь может дать им различные блага. При Крещении в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Возможность искушения от диавола остается, но он пребывает как бы внешним человеку. Отсюда неизбежность хранить обеты, данные при Крещении, а талант, данный в Таинстве, как залог новой жизни приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. |
ОБРЯДЫ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ КРЕЩЕНИЮ: молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча Три молитвы. В них выражается радость, вступления в мир нового человека и одновременно – печаль об испорченности мира грехом. Зачаты мы все во грехе, ибо неизбежным элементом зачатия стала похоть. Рождение ребенка – это радость, но вместе с тем – «недуг и слабость», страдание и боль. Они содержат также прошения о прощении, потому что только Божественное прощение – данное и исполненное во Христе – может очистить эту радость, восстановить ее во всей полноте, сделать первый день жизни началом спасения. Церковь дарует матери прощение, которое всегда есть переход в жизнь, искупленную Христом, в радость и полноту, «ограждаемую ангелами светлыми и сияющими». Молитва во еже назнаменовати
отроча, приемлющее имя во осмый день рождения
своего Роженицам вход в храм воспрещается «по
обыкновенному закону естественного очищения» в
течение сорока дней, являющийся для нее как бы
печатью первородного проклятия женщине. |
ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧИНА ОГЛАШЕНИЯ
молитва во еже сотворити оглашенного Человеку, пожелавшему креститься, следует изучить Символ веры, заповеди Господни и испытать свою совесть о серьезности принимаемого решения. В древности члены христианской общины приводили крещаемого к епископу, который, по испытании искренности обращения крещаемого, вносил имя его в списки оглашенных. Крещаемый в знак покорности и смирения развязывал пояс, совлекал верхние одежды, отрешаясь от мирской гордости и тщеславия, и босыми ногами становился на власяницу. Опущенные вниз руки знаменовали избавление от рабства отцу лжи. Взор, устремленный на восток, означает ожидание отверстых врат рая, откуда были изгнаны после падения Адам и Ева (Быт. 2.8). Иерей же трижды дует крестообразно на крещаемого, напоминая, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7), трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа – жест защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы. Три запрещения на
нечистых духов Отречение от сатаны |
Исповедание верности Христу Отрекшегося крещаемого священник обращает к востоку, ко Христу – Свету мира. Как клятва, как присяга звучат слова крещаемого «Сочетаваюся» о готовности и согласии служить и следовать Христу. Это решение принимается раз и навсегда, оно не подлежит пересмотру или переоценке, ибо «возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9.62). Это решение христиане и называют верой. Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры (вместо младенца – восприемник). Символ веры Символ веры содержит все христианские истины. В древности прежде крещения человек должен был изучить их. И теперь это необходимое условие при крещении. Ответственность за обучение истинам веры младенцев несут их восприемники, и если забывают, то совершают тягчайший грех. Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. Таким образом, возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами 1 и II Вселенских Соборов. 1 Вселенский Собор принял семь членов Символа, II – остальные пять. 1 Вселенский Собор состоялся в 325 г. по Р. X. в Никее для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, что Сын Божий создан Богом Отцом. II Вселенский Собор – в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно – о Боге Сыне, в восьмом – о Боге Духе Святом, в девятом – о Церкви, в десятом – о крещении, в одиннадцатом – о воскресении мертвых, в двенадцатом – о вечной жизни. СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь. После прочтения и исповедания веры в третий раз взрослый крещаемый делает земной поклон, как древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания. Для верующего человека церковное поклонение Богу – необходимое условие победы над человеческой гордыней и утверждение подлинной свободы и достоинства. |
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Освящение воды Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством. В молитвах и
действиях при совершении освящения воды для
Крещения раскрываются все стороны таинства,
показывается его связь с миром и материей, с
жизнью во всех её проявлениях. Вода является
древнейшим религиозным символом. С христианской
точки зрения, представляются важными три
основные стороны этой символики. во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения
"Дух Божий носился над водой" (Быт. 1, 2).
Одновременно она – символ разрушения и смерти.
Основа жизни, животворящая сила – и основа смерти,
разрушительная сила: таков двойственный образ
воды в христианском богословии. И наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта
символика пронизывает всё священное писание,
входит в повествование о творении, грехопадении
и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ
к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И
Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию,
приняв Крещение от Иоанна. |
Крестные родители
– восприемники Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина. При Крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем, если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку — крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель, он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пеленку или полотенце, чтобы вытереть тело ребенка. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетании со Христом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры. Эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник – крещеный и православно верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения. Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини; также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно. В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным |
О совершителе Крещения Право совершать таинство Крещения принадлежит прежде всего приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением. Опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение таинства Крещения, должен быть верующим христианином и отдавать себе отчет о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (назвать имя крещаемого(-ой) во имя Отца (первое погружение) аминь, и Сына (второе погружение) аминь, и Святаго Духа» (третье погружение) аминь». Крещеный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Миропомазания. Если же выяснилось, что Крещение совершено неправильно; не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершительной формулой, а также, если человек, совершивший Крещение, неверующий, некрещеный или иноверец (мусульманин, иудаист, буддист), то священник должен совершить таинство Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию. Если взрослый человек, желающий креститься, но не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, с прибавлением слов «аще не крещен», так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено таинство. МИРОПОМАЗАНИЕ: Помазание святым Миром После совершения Крещения и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром – запечатлевает «печатью дара Духа Святаго». Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя и связанное с Крещением и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа было при Крещении в виде голубя. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание телесных членов, которыми управляет душа, освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается чело для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются очи, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью в потьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать о укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Это значит – помазание Миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами. Шествие
вокруг купели |
ОБРЯДЫ ВОСЬМОГО ДНЯ: В настоящее время завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются в тот же день, сразу же после чтения Евангелия. Однако, согласно Требнику, они входят в последование восьмого дня, потому что в ранней Церкви эти обряды действительно совершались на восьмой день, а семь дней крещаемый ходил в белой одежде. Для завершения этих двух великих таинств Церкви выбран именно восьмой день не случайно. В библейском Откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, совершенного и законченного, «хорошего весьма». В седьмой день Господь почил от трудов Своих и благословил этот день, сделав его днем единения и молитвенного общения человека с Богом. Это – день ожидания, человеческой надежды на искупление и освобождения от рабства «князя мира сего». Это – ожидание восьмого дня, находящегося за пределами седмицы. Этот новый день начинается с Воскресения Христова. С этого дня началось новое время. Оно открыто вечности, и в него проникает сияние Царства Божия. Омывание святого Мира |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечение ко греху – остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение) различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро – не можем даже и пожелать его. (Флп. 2,13). Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией благодати, то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть сложа руки» и ждать милости Божией? Конечно, нет! Усилия самого христианина – это выражение его стремления к Богу, к вечной жизни. Воля Божия открывается людям в заповедях. Существует 10 заповедей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ
1.
Аз семь Господь Бог твой; да не будут тебе бози
инии, разве Мене. Господь Иисус Христос говорит: |
О МОЛИТВАХ Основное средство для исполнения евангельских заповедей – молитва. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духовная пища, необходимая как и воздух. Молитвы просительные, – когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога, получив просимое. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Господи, помилуй! Господи, благослови! МОЛИТВА ГОСПОДНЯ Отче наш, Иже еси на небесех! Да, святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный, даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ Богородице
Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословена Ты в женах, и благословен плод чрева
Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. По благословению
Высокопреосвященнейшего ХРИСАНФА, Интернетверсия: «Тропинка к
храму».
|