День поминовения усопших воинов

Совершается 9 мая
(26 апреля старого стиля)

  Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

В этот день в первую очередь мы молимся об упокоении тех, кто погиб в годы войны, однако в полной мере уместно вспоминать инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые пережили эти годы и скончались позднее (в том числе и тех ветеранов, которые преставились недавно).

Важнейшей библейской фразой, которая традиционно в православном богословии считается основанием православного почитания воинского подвига, являются слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).

Дружба предполагает абсолютную независимость человека при выборе друзей. Потому в узком смысле Христос говорит о самопожертвовании ради друзей (то есть узкого круга избранных), но Христос Своим примером продемонстрировал расширительное понимание этой заповеди, так как Христос за всех умер (2Кор.5:15); в связи с этим и человек, жертвующий своей жизнью ради других людей, в первую очередь ради защиты Отечества, достоин наивысшей награды.

Церковь допускала защитников Отечества к принятию священного сана: известно, что многие священнослужители Русской Церкви второй половины XX века были в юности до рукоположения участниками Великой Отечественной войны (в то же время виновность в совершении даже невольного убийства является каноническим препятствием к хиротонии, см. 5-е прав. св. Григория Нисского). Впрочем, рукоположение участников войны было обусловлено еще и необходимостью по той причине, что подавляющее большинство населения мужского пола были участниками Великой Отечественной войны (при строгом подходе в соответствии с канонами просто некому было бы служить).

И еще важно уточнить: 9 мая возносится сугубая молитва конкретно за воинов-участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; все воины, погибшие в других войнах (Первой мировой, Гражданской, в войнах новейшего времени) поминаются во время остальных нарочитых дней заупокойного поминовения (наряду с другими усопшими).

В этот день совершается ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке*:
Во время служения Божественной литургии 9 мая на заупокойной ектении совершаются особые прошения «о вождех и воинах...».
По окончании литургии служится благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в войне 1941-1945 годов.
По завершении молебна служится заупокойная лития о почивших воинах.

____________
* На практике порядок последних двух чинов может быть иным: сначала заупокойная лития, потом – благодарственный молебен.

Материал заимствован на сайте: azbyka.ru
Публикуется в сокращении