Монастырь «Тихонова пустынь»

kaluga-0.jpg (27321 bytes)

Местоположение обители

Тихонова пустынь, именуемая в древности Малоярославецкой, в прошедшем столетии Медынской, а в настоящем Калужской Тихоновой пустынью, находится недалеко от г. Калуги, на правом берегу речки Вепрейки, впадающей в реку Угру. Местность, в которой расположена обитель, до сих пор еще может назваться лесистой. Обитель стоит на небольшом, со стороны Калуги, возвышении праваго берега речки Вепрейки, которая протекает вдоль южной стены монастырской ограды, образуя здесь два широких пруда, разделенных плотиной.

Историческое обозрение Тихоновой пустыни

Все документы, могущие свидетельствовать об истории обители до 1610 года не сохранились. День преставления её основателя преподобного Тихона известен достоверно, по указанию одной рукописи, находящейся в библиотеке Московской Духовной академии, писанной в XVII столетии, и содержащей в себе краткое, но подробное исчисление святых российской церкви, составленное, как видно по предисловию, первоначально при царе Феодоре Иоанновиче. О времени прославления мощей преподобнаго Тихона, из-за последовавших потом разорений и пожаров, также нет никаких определенных известий. По монастырскому преданию, они до смутного времени почивали открыто, а во время нашествия неприятелей были скрыты в землю. Затем, до 1917 г., почивали под спудом, напротив правого клироса соборного храма обители. Нынешнее местонахождение святых мощей Преподобного с достоверностью не известно.
Из вкладной книги 1666 года, списанной с прежней слово в слово, видно, что еще не протекло столетия со времени преставления перваго игумена Тихоновой обители, как он уже именуется «преподобным». Таким образом празднование памяти преподобного Тихона, начавшееся в его обители со времени его блаженного успения, было утверждено тем же самым Московским собором 1551 года, на котором утверждено празднование памяти и другого святого Калужской земли преподобного Пафнутия, Боровскаого чудотворца.
Хотя татарские погромы, Литовские разорения и Крымские набеги не оставили никаких древних письменных памятников, современных преп. Тихону, но тем не менее несомненно, что благоволение Божие к угоднику Его, преподобному Тихону, было явлено в многочисленных чудесах, о чем свидетельствует единогласно усвояемое ему преданием и признанное Церковью наименование его Калужским Чудотворцем.
Как о самом разорении Тихоновой пустыни Литовцами в эпоху смутного времени, так и о состоянии ее вскоре после разорения, доставляет нам сведения «выпись из книг ярославецкаго уезда малаго, письма и меры Василия Колычева, да подъячаго Василия Рожнова 135(1627) 136(1628) 137(1629) и 138(1630) годов». В этой выписи читаем: «В товарковском стану в монастырских землях написано: монастырь Тихоновы пустыни, а в ней церковь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста древяна верх (вероятно описка: вместо верх, надобно читать: ветха) с трапезою; а по сказке игумена Герасима с братиею, в том же монастыре была церковь соборная успения Пресвятыя Богородицы древяна ж, на полатях был придел Николая чудотворца и ту церковь сожгли Литовские люди в 118 году3. В том же году разорен и малоярославецкий черноосторожский монастырь, как сказано в переписных книгах 1653 и 1654 годов: «в Ярославле малом была церковь Николая чудотворца на острову: Черный монастырь и та церковь запустела от разорения от 161 года».
Как бы ни было, а в 1630 году обитель преподобного Тихона уже успела оправиться от перенесенного ею бедствия. Из той же выписи видно, что в том же году в монастыре, кроме ветхой деревянной церкви трех святителей с трапезой, было следующее строение: «келья игумена Герасима, да 8 келий братских, да келья поваренная, да поварская, да двор конюшенной». По этому помещению можно полагать, что в монастыре было и с игуменом не более 12-ти человек братии. Игумен Герасим, был свидетелем разорения обители и восстановителем ее (после заключения мира с Польшей в 1617 году).
В последующее за этим время, до 1655 года, обителью управлял в сане игумена схимник Феодосии, упоминаемый во вкладной книге под 1648 и 1654 годами и в одном из монастырских актов под 1650 годом.
Из разных мест вкладной книги можно заключить, что деятельность двух этих настоятелей - Герасима и Феодосия - сосредоточивалась главным образом на воссоздании вверенной им обители, и Господь благословил их усилия, о чем свидетельствуют щедрые подаяния от «всякаго чину людей».
При помощи этих вкладов, еще в течение первой половины XVII столетия, кроме уцелевшей от разорения церкви, были выстроены вновь две: соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянная холодная и теплая церковь в имя святителя Христова Николая чудотворца с трапезой и келарней.
По просьбе игумена Феодосия с братией, в 1650 году царь Алексей Михайлович дал Тихоновой пустыни жалованную грамоту с подтверждение ее прав на владение старинной монастырской вотчиной, на которую они, как видно из челобитной игумена Феодосия, имели прежде от царей Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича и Михаила Феодоровича «жалованныя и послушный грамоты, и с старых и с новых писцовых и дозорных книг выписи».
При игумене Ионе, упоминаемом (1660-1684) около 1677 года, началось строение первого каменного храма во имя преображения Господня, как надо полагать, на месте Трехсвятительской церкви, в которой почивали под спудом мощи преп. Тихона.
Храм этот впоследствии наименован соборным, а вместо соборной Успенской церкви, спустя несколько лет (после 1684 года), была построена каменная того же наименования, нс на прежнем месте, а на святых вратах (о ней упоминается в одном из актов обители под 1736 годом, как уже обветшавшей).
В построении соборной Преображенской церкви участвовали своими вкладами люди всякого чина - деньгами и конями, которые шли больше на продажу, и разными вещами, что было записано во вкладной книге 1677 года.
О внутреннем быте обители никаких других сведений не имеется. В 1764 году последовало постановление о духовных штатах, вследствие которого одни из приписных монастырей были упразднены вовсе, а другие сделались независимыми. К числу последних принадлежит и Тихонова пустынь, которая показана в числе 7 заштатных монастырей, оставленных на своем содержании в бывшей Крутицкой епархии. Монашествующих по штату положено 7 человек, а именно: строитель, 4 иеромонаха и 2 иеродиакона.
Первым настоятелем, восстановленной таким образом в 1765 году пустыни был игумен Мануил.
В 1784 году Тихонова пустынь получила нового настоятеля Иринарха из иеромонахов Богородицкой площанской пустыни, вызваннаго для введения в Тихоновой пустыни общежительного порядка или чиноположения по образцу Богородицкой пустыни. Встретив в исполнении этого роспоряжения затруднения, Иринарх донес преосвященному Амвросию, архиепископу Крутицкому и Можайскому, от 31 мая 1784 года, что «монашествующие оной пустыни, а паче иеромонахи Самуил, Тихон и иеродиакон Киприан, к заведению в житии общебратственнаго порядка не согласились и не желают». Но в следствие присланнаго от преосвященнаго указа, упомянутые в донесении строителя лица дали волей или неволей подписку в том, «что будут держаться порядка против Богородицкой площанской пустыни и в заведении добраго жития ни в чем не прекословить»^ Преемник Иринарха, строитель иеромонах Иеремия, в 1787 году получил дозволение устроить в трапезе соборного храма Преображения
Господня второй придел во имя Св. Тихона Амафунтского чудотворца, празднуемого 16 июня; устройство приняла на свой счет супруга калужскаго помещика, прапорщика Гавриила Григорьевича, Аграфена Ивановна Ртищева.
Придел этот был окончен и освящен 1 ноября 1790 года, уже новым строителем Иосафом, который управлял Тихоновой пустыней с 1789 по 1803 год, а в потом по старости уволен от настоятельской должности на покой, а на место его определен иеромонах Мефодий из постриженников Оптиной козельской пустыни. Отец Мефодий усердно трудился над обустройством обители, необходимость которого была очень ощутима, особенно в первые годы ее самостоятельного существования. Уроженец города Калуги, из посадских людей, он, как добрый инок и вместе человек способный по хозяйственной части, был сначала (в 1802 году) вызван из Оптиной пустыни калужским епископом, Преосвященным Феофилактом для восстановления Малоярославецкого Черноострожского монастыря, а затем определен с той же целью строителем в Тихонову пустынь. С самого вступления отца Мефодия в настоятельскую должность начались и хлопоты его об устройстве вверенной ему обители. Из донесения отца Мефодия в 1809 году видно, что он собрал для строения монастыря, по выданной ему книге, 1092 руб. 26 коп. и приготовил для строения ограды камня, кирпича и прочего материала «довольное количество». Из описи, составленной в 1812 году (при сдаче обители новому настоятелю), видно, что о. Мефодий с 1805 по 1812 год успел оградить весь монастырь каменной оградой с двумя новыми на углах башнями, которые, как и две прежние, были покрыты белым железом, а материал от старой деревянной ограды употреблен на обстройку братских келий, скотного двора и обжигание кирпича для построения (вновь) Успенской церкви.
В 1807 году с 17 по 30 ноября сделана новая плотина ниже монастыря. Новому пруду дано имя «Обидин пруд» по причине обид, некогда понесенных обителью4.
В 1816 году назначен строителем Тихоновой пустыни иеромонах Митрофан, управлявший ей с 1 августа 1816 по 25 января 1830 года в течение 14 лет. Поддерживая устройство обители, начатое его предшественниками, он в 1822 году, по благословению Преосвященного Филарета, заключил контракт о постройке вместо ветхой новой Успенской церкви и колокольни, с обязательством окончить ее к сентябрю месяцу того же года. Но церковь эта хотя и была окончена вчерне при том же строителе, но оставалась неосвященной до 1830 года, в котором году изъявила желание отделать ее внутри и приготовить к освящению супруга медынского помещика, титулярнаго советника Гавриила Ивановича - Марья Ивановна Головнина.
25 января 1835 года строитель иеромонах Ираклий, по прошению его, уволен от должности строителя с определением в братство Оптиной пустыни, а на место его назначен казначей Лютикова монастыря иеромонах Аарон.
По смерти его монастырем некоторое время управляли соборно иеромонахи Израиль и Назарий и рясофорный послушник Карп. Указом от 17 сентября 1837 года строителем Тихоновой пустыни определен скитский иеромонах Геронтий Оптиной пустыни, один из ближних учеников достоблаженного старца иеросхимонаха Льва (Леонида). Неожиданность этого назначения до того поразила приверженного к старцу ученика, что он занемог и хотя, повинуясь воле архипастыря, немедленно больной явился к месту своего назначения, но по болезни не принимал обители до 18 ноября, а до назначения нового строителя управляли монастырем: казначей иеромонах Израиль, иеромонах Ириней и иеродиакон Ксанфий.
Выбор архипастыря вполне оправдался: о. Геронтий оказался отличным хозяином: он по справедливости заслуживает вечной памяти ее насельников.
Достоблаженный старец не без скорби расстался с одним из способнейших своих учеников и, благословляя его на подвиг настоятельства, с согласия настоятеля Оптиной пустыни О.Моисея отпустил с ним, для введения общежительных порядков в обители, несколько из относившихся к нему единомысленных братьев, и от времени до времени продолжал посылать в нее из новоприходящих. При помощи этих мер дело обновления обители пошло быстро и успешно. Молитвами старца, вскоре Бог воздвиг и благодетелей, которые щедрыми даяниями поощряли ревность нового строителя к продолжению его неусыпной деятельности. Старец до самой своей кончины (в 1847 году) поддерживал о. Геронтия и его братство словом и делом. Иногда он сам навещал тихую обитель прп. Тихона и гостил в ней по нескольку дней, ободряя трудящихся, укрепляя союз веры и любви между настоятелем и вверенным ему братством своими мудрыми советами.
Кончина о. игумена Геронтия последовала после тяжкой болезни в июле 1857 года на калужском подворье, а погребен он в своей обители. Во время предсмертной болезни о.Геронтия, с 10 апреля и по 8 июля 1857 года управлял обителью иеромонах Иннокентий со старшей братией.
8 июля 1857 года, по резолюции преосвященного Григория, строителем Тихоновой пустыни назначен духовник Оптиной пустыни иеромонах Паисий, который через год, 10 июля 1858 года он уволен за болезнью от строительской должности, а вместо его указом 17 сентября того же года определен строителем Тихоновой пустыни иеромонах Оптиной пустыни О.Моисей.

Закрытие и разорение монастыря

В XX веке Свято-Тихонова Калужская пустынь разделила горькую участь других Российских монастырей, которая их постигла после революции 1917 года.
В пасхальные дни 22-24 апреля 1918 года вооруженный отряд во главе с председателем Губсовнаркома Витолиным ограбил обитель. Настоятеля о. Платона (Бездеткова) и казначея приговорили к расстрелу, который обещали привести в исполнение 23 апреля в 11 часов ночи. Игумен Платон упросил дать ночь на предсмертную молитву и казнь отсрочили до 6 часов утра. Утром же их все-таки отпустили.
4 июня 1918 года в обители был вновь учинен обыск. Были конфискованы продукты и все денежные средства.
8 октября 1918 года из Калуги в Тихонову пустынь прибыли губсекретарь Иван Булычев, председатель Самсонов и доктор Леонид Демидов. Утром они вошли в братскую трапезу, где был устроен храм в честь святителя Николая, вызвали архимандрита Платона и ризничего иеромонаха Иону (Бронникова) и потребовали немедленно очистить храм для устройства пролетарского театра. Монахи пытались уговорить комиссара подождать, пока будут найдены опытные мастера по разборке иконостаса, но комиссар был неумолим. В час дня отслужили всей братией молебен и перенесли престол и жертвенник в алтарь Успенского храма. В своем дневнике о. Иона пишет: "Иконостас же разбирали мастера из местной артели, не снимая шапок, работали с небрежением, много рам, резьбы, позолоты попортили, а изображения святых по стенам храма и трапезы с ликами чудотворцев святых Тихона, Пафнутия и Лаврентия по приказанию местного комиссара Копылова закрасили красками". На следующий день были опечатаны келий монахов Сретенского скита.
11 октября 1918 года келья настоятеля монастыря архимандрита Платона была опечатана, а его самого принудительно поместили в больницу. Комиссары вызвали ризничного о. Иону и приказали ему "принять управление" обителью, на что последний дерзновенно возразил, сказав, что снимать с должности настоятеля может лишь Святейший Патриарх и Священный Синод. В своих воспоминаниях о. Иона писал: "Вечером пришла вся их комиссия в келью настоятеля и взяла все то, что им понравилось. С одной иконы сняли ризу, потом ризу смяли и бросили. Бросили и икону. Мне наутро пришлось видеть келью настоятеля, это было нечто ужасное и неописуемое". Подобным образом все в монастыре было разграблено или осквернено.
12 октября 1918 года решением местной власти монастырь был официально ликвидирован. Все монастырские здания были разорены и осквернены, все найденные ценности конфискованы и вывезены. При закрытии монастыря были убиты монахи Арсений, Иероним, Софроний и Феоктист.
Несмотря на постоянную угрозу их жизни, некоторые братия продолжали жить в обители после ее официального закрытия. На исходе октября около 12 часов ночи в келью к одному из насельников обители пришли с допросом комиссар Копылов и его помощники. Желая найти "монастырские сокровища", они допрашивали и пытали его, угрожали расстрелом. Подобно этому 16(29) ноября 1918 года и в течение трех дней били и пытали настоятеля Сергиева скита иеромонаха Авксентия (Тарасова), требуя от него серебро, золото и муку.
В трапезном храме новыми властями был устроен клуб. Свечной завод был полностью разграблен. В поисках сокровищ комиссары срывали полы в алтарях храмов, ломали стены, вскрывали могилы похороненных в обители жертвователей и благоукрасителей. Во время этого святотатства комиссары в насмешку надевали богослужебные облачения и расхаживали в них по храму.
С начала 20-х годов в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. В 20-50 годы.были утрачены: храм Преображения, настоятельский корпус, больничный корпус, деревянные гостиничные корпуса. Сломана большая часть каменной ограды с башнями. Разобрана церковь в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Спущены каскадные пруды. Были доведены до аварийного состояния здания колокольни и храма Успения Божией Матери, так как в годы Великой Отечественной войны их безуспешно пытались взорвать обе воюющие стороны (колокольня являлась стратегически важным наблюдательным пунктом).
Многие годы власти боролись с почитанием в народе памяти прп. Тихона. Колодец на его источнике неоднократно бетонировали. Забором из колючей проволоки был обнесен весь скит. Однако, несмотря на все усилия безбожных властей, почитание прп. Тихона не ослабевало в народе. Каждый год, в день памяти Святого, множество людей стекалось к источнику. Люди пробирались через ограждения и набирали воду, совершали молебное пение Преподобному.

Возрождение монастыря

Обитель выстояла. Поруганная, оскверненная, но сохранившая свой величественный облик, предстала она нашим современникам.
Возрождение обители началось в 1991 году, когда распоряжением местной власти Калужской епархии был передан источник прп. Тихона и
участок земли в радиусе 500 м вокруг него. Здесь был основан скит в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Заботами архиепископа Климента, трудами игумена Тихона, протодиакона Владимира Карельского, простых прихожан и паломников в обители начала возрождаться духовная жизнь, затеплились огоньки лампад и начала возноситься молитва. 21 марта 1992 года архиепископ Калужский и Боровский Климент освятил фундамент строящегося храма.
В день празднования 500-летия преставления прп. Тихона Калужского, 29 июня 1992 года, обитель прп. Тихона посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В скиту, на источнике Преподобного, при большом стечении паломников Святейший Патриарх отслужил водосвятный молебен и благословил начать строительство здесь храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".
30 апреля 1994 года была совершена первая Божественная Литургия во вновь построенном храме на Святом источнике, а 17 сентября состоялось его освящение.
В декабре 1993 года были возвращены первые монастырские строения - Успенский собор, колокольня и 2/3 братского корпуса. Все здания требовали срочного капитального ремонта. От купола собора остался один каркас, колокольня имела сквозные трещины снизу доверху с трех сторон.
21 апреля 1995 года на Успенском соборе был установлен крест. 29 июня 1995 года архиепископом Калужским и Боровским Климентом в сослужении духовенства была совершена первая Божественная Литургия в Успенском соборе монастыря. 11 апреля 1996 года был установлен крест на монастырской колокольне.
Летом 1995 года Калужской епархии были переданы больничный корпус с домовым храмом в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и нижняя гостиница. Первая Литургия состоялось 6 ноября 1996 года, а его освящение архиепископ Калужский и Боровский Климент совершил 22 декабря того же года. Днем раньше, 21 декабря, братия переселилась из скита на Святом источнике в монастырь.
19 декабря 1996 года, в день памяти святителя Николая, был совершен первый молебен в Никольском трапезном храме. В то время в нем располагался сельский клуб и дискотека и местные власти упорно сопротивлялись возвращению храма Церкви. В феврале 1997 года Никольский храм был все же передан Церкви для восстановления. В декабре 1997 года на храме был установлен крест, а 16 апреля 1998 года в нем была совершена первая Божественная Литургия и крестный ход. Освящение храма в честь святителя Николая было совершено архиепископом Калужским и Боровским Климентом и епископом Людиновским Георгием 29 ноября 1998 года.
Обитель прп. Тихона за эти годы посетили предстоятели Поместных православных Церквей. Так летом 1993 года ее посетил блаженнейший Парфений III, патриарх Александрийский и всей Африки, а 13 октября 1998 года Болгарский Патриарх Максим.
В настоящее время братия монастыря состоит из 20 человек, из них пятеро в священном сане (игумен, два иеромонаха и два иеродиакона), 2 иноков и 13 послушников. С 30 ноября 1996 года при монастыре действует воскресная школа.
В святое дело возрождения обители внесли свой вклад многие организации и предприятия г. Калуги, среди которых: КЗАО, Машзавод, Турбинный завод, Рембыттехника, завод «Тайфун» и многие другие, а также благотворители: Котелкин А.И., Агафонов В.И., Шиянов В.В., Соловей А.Е. и многие другие жители Калуги и всей России.
За короткое время возрождения обители прочно установились две традиции: в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на Святом источнике совершается Великое освящение воды, а в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители, совершается крестный ход на Святой источник, где служится водосвятный молебен. В продолжение всего дня праздника на Святом источнике бывает очень много паломников, так как жители Калуги и окрестных областей особо почитают преподобного Тихона.

____________________

Здесь смотрите фотографии Тихоновой пустыни.
____________________
1
Здесь Ока наименована очевидно для краткости, так как речка, на которой изначала стоит Тихонова пустынь, принадлежит к бассейну реки Оки, и впадает в Угру недалеко от места впадения Угры в Оку.
2 О преподобном Никифоре не сохранилось никаких достоверных известий. По воспоминаниям старожилов известно, что до большого Калужского пожара в городских церквях были древние иконы с изображениями прп. Пафнутия Боровского, прп. Тихона Калужского и Никифора, ученика его.
3 То есть в 1610 году.
4 Неприязненное отношение к обители коренится в том, что большинство местных крестьян состояло из раскольников.


На заглавную страницу