Икона Божией Матери «Державная» Празднование ей
совершается 15 марта
«О явлении «Державной» Иконы Божией Матери» Вскоре
после трагического отречения Государя
Императора Николая Александровича от
Престола, которое произошло 2-го марта (15
по н. с.) 1917 г., всю Россию облетело известие,
что именно в этот день в селе Коломенском
под Москвой (в 6-ти верстах от Данилевской
заставы) произошло чудесное явление
новой иконы Божией Матери, названной «Державной»,
так как Царица Небесная была изображена
на этой иконе как Царица земная. Поражённый
этим известием, в начале лета 1917 года я
решил отправиться в Москву и попытаться
пробраться в село Коломенское, чтобы
поклониться новоявленной иконе и лично
узнать обстоятельства её явления. Господь
помог мне осуществить моё намерение, хотя
подобные паломничества в то время были
чрезвычайно затруднительны. Одна добрая
знакомая, раба Божия Мария (научная
сотрудница Московского университета,
большая специалистка по старинной
русской иконописи), проживавшая
постоянно в Москве и уже успевшая
побывать в селе Коломенском, взялась
помочь мне, и мы вдвоём с ней отправились
в путешествие. От Москвы до села
Коломенского мы прошли пешком. Пришли к
священнику Вознесенской церкви села
Коломенского отцу Николаю. Он нас
встретил очень приветливо и ласково,
накормил, показал свои многочисленные
домашние иконы и рассказал следующее. – Одна
пожилая благочестивая женщина,
крестьянка Бронницкого уезда
Жирошкинской волости деревни Починок,
Евдокия Андрианова, проживавшая в
деревне Перерве, в феврале месяце 1917 г.
трижды видела во сне Пресвятую
Богородицу и слышала Её голос,
повелевающий отправиться в село
Коломенское, где в церкви среди рухляди,
хлама и пыли находится большая старая
чёрная икона. Эту икону Владычица
повелела найти, причём сказала, что из «чёрной»
она превратится в «красную». В последнем
сновидении эта женщина увидела и самую
икону. Видение было смутное, деталей
иконы она после пробуждения не могла
вспомнить, но общее впечатление особого
Царственного величия изображённой на
иконе Богоматери осталось в сознании.
Отец Николай рассказал, что он не сразу
поверил Евдокии Андриановой и даже
склонен был сначала осудить её за доверие
к сновидениям, однако троекратное
повторение сновидения, скромность
благочестивой женщины, а также указание,
что икона «большая», «чёрная» и находится
среди рухляди и пыли где-то в церкви
именно села Коломенского, заставили его
отправиться вместе с Евдокией
Андриановой в церковь и показать ей все
иконы как висевшие на стенах, так и
сложенные в разных укромных местах... ...В
подвале, среди старых досок, разных
тряпок и рухляди, в пыли, была найдена
большая узкая старая чёрная икона, на
которой в первый момент ничего нельзя
было разобрать. Но когда тщательно
обтёрли и обмыли эту «чёрную» икону от
многолетней пыли и гари, – всем
присутствующим представилось
изображение Божией Матери, восседающей
как Царица на троне, с короной на голове... Весть о
явлении новой иконы в день отречения
Государя от Престола 2-го марта 1917 г.
быстро понеслась по окрестностям,
проникла в Москву и стала
распространяться по всей России. Большое
количество богомольцев стало стекаться в
село Коломенское, и перед иконой были
явлены чудеса исцеления телесных и
душевных недугов, как об этом стали
свидетельствовать получившие помощь.
Икону стали возить по окрестным храмам,
фабрикам и заводам, оставляя в
Вознесенской церкви села Коломенского
только на воскресные и праздничные дни. Мы с
рабой Божией Марией пришли поклониться
иконе именно в воскресенье. После
своего рассказа о. Николай повёл нас в
церковь. При входе в храм я сразу же
заметил направо около клироса большую (мне
показалось – даже огромную), узкую тёмную
икону. Царица Небесная была изображена
как Царица земная, восседающая на царском
троне, в тёмно-красной царской порфире на
зелёной подкладке, с короной на голове и
скипетром и державой в руках. На коленях
находился благословляющий Богомладенец.
Необычайно для Богоматери был строг,
суров и властен взгляд Её скорбных очей,
наполненных слезами... Через
несколько недель мне вторично удалось
побывать в селе Коломенском и я был
глубоко потрясён изменением иконы: она
сама собой обновилась, стала светлой,
ясной и... «красной», т. к. особенно ярко
стала бросаться в глаза царская порфира,
как бы пропитанная кровью. Зная
исключительную силу веры и молитвы
Государя Николая Второго и Его особенное
благоговейное почитание Божией Матери (вспомним
Собор Феодоровской иконы Божией Матери в
Царском Селе), мы можем не сомневаться в
том, что это Он умолил Царицу Небесную
взять на Себя Верховную Царскую власть
над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника.
И Владычица пришла в уготованный Ей всей
русской историей «Дом Богородицы» в
самый тяжкий момент жизни богоизбранного
народа, в момент его величайшего
духовного падения, и приняла на Себя
преемство власти державы Российской,
когда сама идея Православно-Самодержавной
народной власти была попрана во имя
самовластия сатаны. Потому строг и суров,
и скорбен взгляд Её дивных очей,
наполненных слезами гнева Божественной и
материнской любви; потому и пропитана
мученической русской кровью Её царская
порфира и алмазные слёзы русских
невинных мучеников украшают Её корону... Где в настоящее время (1998 г.) находится подлинник «Державной» иконы Божией Матери – неизвестно... И.
М. Андреев, профессор. 1951 г.
|