Икона Божией Матери «Державная»

Празднование ей совершается 15 марта
(2 марта старого стиля)

 

«О явлении «Державной» Иконы Божией Матери»

Вскоре после трагического отречения Государя Императора Николая Александровича от Престола, которое произошло 2-го марта (15 по н. с.) 1917 г., всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой (в 6-ти верстах от Данилевской заставы) произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», так как Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.

Поражённый этим известием, в начале лета 1917 года я решил отправиться в Москву и попытаться пробраться в село Коломенское, чтобы поклониться новоявленной иконе и лично узнать обстоятельства её явления.

Господь помог мне осуществить моё намерение, хотя подобные паломничества в то время были чрезвычайно затруднительны. Одна добрая знакомая, раба Божия Мария (научная сотрудница Московского университета, большая специалистка по старинной русской иконописи), проживавшая постоянно в Москве и уже успевшая побывать в селе Коломенском, взялась помочь мне, и мы вдвоём с ней отправились в путешествие. От Москвы до села Коломенского мы прошли пешком. Пришли к священнику Вознесенской церкви села Коломенского отцу Николаю. Он нас встретил очень приветливо и ласково, накормил, показал свои многочисленные домашние иконы и рассказал следующее.

– Одна пожилая благочестивая женщина, крестьянка Бронницкого уезда Жирошкинской волости деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживавшая в деревне Перерве, в феврале месяце 1917 г. трижды видела во сне Пресвятую Богородицу и слышала Её голос, повелевающий отправиться в село Коломенское, где в церкви среди рухляди, хлама и пыли находится большая старая чёрная икона. Эту икону Владычица повелела найти, причём сказала, что из «чёрной» она превратится в «красную». В последнем сновидении эта женщина увидела и самую икону. Видение было смутное, деталей иконы она после пробуждения не могла вспомнить, но общее впечатление особого Царственного величия изображённой на иконе Богоматери осталось в сознании. Отец Николай рассказал, что он не сразу поверил Евдокии Андриановой и даже склонен был сначала осудить её за доверие к сновидениям, однако троекратное повторение сновидения, скромность благочестивой женщины, а также указание, что икона «большая», «чёрная» и находится среди рухляди и пыли где-то в церкви именно села Коломенского, заставили его отправиться вместе с Евдокией Андриановой в церковь и показать ей все иконы как висевшие на стенах, так и сложенные в разных укромных местах...

...В подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая чёрная икона, на которой в первый момент ничего нельзя было разобрать. Но когда тщательно обтёрли и обмыли эту «чёрную» икону от многолетней пыли и гари, – всем присутствующим представилось изображение Божией Матери, восседающей как Царица на троне, с короной на голове...

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола 2-го марта 1917 г. быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни.

Мы с рабой Божией Марией пришли поклониться иконе именно в воскресенье.

После своего рассказа о. Николай повёл нас в церковь. При входе в храм я сразу же заметил направо около клироса большую (мне показалось – даже огромную), узкую тёмную икону. Царица Небесная была изображена как Царица земная, восседающая на царском троне, в тёмно-красной царской порфире на зелёной подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для Богоматери был строг, суров и властен взгляд Её скорбных очей, наполненных слезами...

Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском и я был глубоко потрясён изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и... «красной», т. к. особенно ярко стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью.

Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Потому строг и суров, и скорбен взгляд Её дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью Её царская порфира и алмазные слёзы русских невинных мучеников украшают Её корону...

Где в настоящее время (1998 г.) находится подлинник «Державной» иконы Божией Матери – неизвестно...

И. М. Андреев, профессор. 1951 г.
Из сборника «Россия перед вторым пришествием»