Икона Божией Матери «Державная»

2/15 марта 

 

Профессор И. М. Андреев (1951): «О явлении «Державной» Иконы Божией Матери».

Вскоре после трагического отречения Государя Императора Николая Александровича от Престола, которое произошло 2-го марта (15 по н. с.) 1917г., всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой (в 6-ти верстах от Данилевской заставы) произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», так как Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.

Поражённый этим известием, в начале лета 1917 года я решил отправиться в Москву и попытаться пробраться в село Коломенское, чтобы поклониться новоявленной иконе и лично узнать обстоятельства её явления.

Господь помог мне осуществить моё намерение, хотя подобные паломничества в то время были чрезвычайно затруднительны. Одна добрая знакомая, раба Божия Мария (научная сотрудница Московского университета, большая специалистка по старинной русской иконописи), проживавшая постоянно в Москве и уже успевшая побывать в селе Коломенском, взялась помочь мне, и мы вдвоём с ней отправились в путешествие. От Москвы до села Коломенского мы прошли пешком. Пришли к священнику Вознесенской церкви села Коломенского отцу Николаю. Он нас встретил очень приветливо и ласково, накормил, показал свои многочисленные домашние иконы и рассказал следующее.

– Одна пожилая благочестивая женщина, крестьянка Бронницкого уезда Жирошкинской волости деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживавшая в деревне Перерве, в феврале месяце 1917г. трижды видела во сне Пресвятую Богородицу и слышала Её голос, повелевающий отправиться в село Коломенское, где в церкви среди рухляди, хлама и пыли находится большая старая чёрная икона. Эту икону Владычица повелела найти, причём сказала, что из «чёрной» она превратится в «красную». В последнем сновидении эта женщина увидела и самую икону. Видение было смутное, деталей иконы она после пробуждения не могла вспомнить, но общее впечатление особого Царственного величия изображённой на иконе Богоматери осталось в сознании. Отец Николай рассказал, что он не сразу поверил Евдокии Андриановой и даже склонен был сначала осудить её за доверие к сновидениям, однако троекратное повторение сновидения, скромность благочестивой женщины, а также указание, что икона «большая», «чёрная» и находится среди рухляди и пыли где-то в церкви именно села Коломенского, заставили его отправиться вместе с Евдокией Андриановой в церковь и показать ей все иконы как висевшие на стенах, так и сложенные в разных укромных местах...

...В подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая чёрная икона, на которой в первый момент ничего нельзя было разобрать. Но когда тщательно обтёрли и обмыли эту «чёрную» икону от многолетней пыли и гари, – всем присутствующим представилось изображение Божией Матери, восседающей как Царица на троне, с короной на голове...

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола 2-го марта 1917 г. быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни.

Мы с рабой Божией Марией пришли поклониться иконе именно в воскресенье.

После своего рассказа о. Николай повёл нас в церковь. При входе в храм я сразу же заметил направо около клироса большую (мне показалось – даже огромную), узкую тёмную икону. Царица Небесная была изображена как Царица земная, восседающая на царском троне, в тёмно-красной царской порфире на зелёной подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для Богоматери был строг, суров и властен взгляд Её скорбных очей, наполненных слезами...

Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском и я был глубоко потрясён изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и... «красной», т. к. особенно ярко стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью.

Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Потому строг и суров, и скорбен взгляд Её дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью Её царская порфира и алмазные слёзы русских невинных мучеников украшают Её корону...

Где в настоящее время (1998 г.) находится подлинник «Державной» иконы Божией Матери – неизвестно...

 

 

 

Из сборника "Россия перед вторым пришествием"