Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование им совершается 21 ноября
(
8 ноября старого стиля)

Архистратиг Михаил

 

Празднование Собора установлено в начале IV в. на Поместном Лаодикийском Соборе. Этот Собор отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира (ангелы так же сотворены Богом, как и человек) и утвердил православное их почитание.

Согласно «Небесной Иерархии» псевдо-Дионисия Ареопагита Ангельские чины разделяются на три иерархии: высшую, к которой относятся шестикрылые Серафимы, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней, многоочитые Херувимы, разливающие премудрость и разумение тайн Божиих, и Престолы, служащие правосудию Божию; среднюю, к которой относятся Господства, учащие мудрому управлению и владению собой, Силы, творящие чудеса и дарующие духовную крепость и мужество, и Власти, помогающие в борьбе с дьяволом и злыми помыслами; и низшую, к которой относятся Начала, управляющие Вселенной и устанавливающие всякую честь и почитание на земле, Архангелы, благовествующие о великом и открывающие тайны веры, и Ангелы, наиболее близкие людям, возвещающие намерения Божии, охраняющие верующих от падений и восстанавливающие падших, если они того желают. По церковной вере, по крещении каждый верующий получает своего Ангела-хранителя.

Ангел Хранитель

Над всеми Ангельскими чинами поставлен Господом св. Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского «кто как Бог»), низринувший с Неба возгордившегося денницу (Сатану) с другими падшими духами. По Преданию, Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях: предводительствовал Израилю во время исхода из Египта в виде столпа облачного днем и огненного ночью, через него явилась Сила Господня, – уничтожившая египтян и фараона, он явился Иисусу Навину и открыл волю Божию на взятие Иерихона и помогал Израилю и защищал его, как теперь защищает и помогает Новому Израилю – Церкви.

Кроме Архистратига Михаила из Священного Писания и Предания известны

Архангел Гавриил
– крепость (сила) Божия, принесший Благую Весть Деве Марии,

 

Рафаил
– врачевание Божие,
 
Уриил
– огонь или свет Божий,
 
Селафиил
– молитвенник Божий,
 
Иегудиил
– славящий Бога,
 
Варахиил
– раздаятель благословения Божия,
Иеремиил
– возвышение к Богу.

Св. Ангелы, как и святые, входят в единое Тело Церкви, славят Бога и радуются о всяком покаявшемся грешнике. «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат», – поет Церковь в день праздника Собора Архистратига Михаила.

Текст и фотографии икон
из открытых источников сети Интернет.